До сих пор бизнес-авиация - тайна за семью печатями. Пилоты и стюардессы связаны жесточайшими условиями контрактов и не могут разглашать информацию, а пассажиры, владельцы собственных самолетов, тоже не спешат ею делиться.
Пользование бизнес-джетами можно разделить на две группы: логистические (бизнес-полеты) и роскошные путешествия.
Российские клиенты часто выбирают пилотов-иностранцев, во-первых, многие бизнес-джеты летают под флагами других государств (чаще - США и стран Европейского Содружества), а, во-вторых, это считается вопросом престижа. Но в целом в мировой авиации российские пилоты очень ценятся, да и экзамены на управление частным самолетом очень сложные - целых 16 очень серьезных испытаний. Так что взять иностранца подчас бывает проще и выгоднее.
География таких полетов самая разнообразная. Это и страны старушки-Европы и экзотические путешествия по всему миру.
Пилоты бизнес-джетов анонимно рассказывают, что им приходится перевозить самые необычные грузы, даже запрещенные, например, органы для трансплантации. А иногда - наряды и обувь своих клиентов. Не менее экзотично могут выглядеть и интерьеры частного самолета. Особенно этим отличаются арабские шейхи. Тут не редкость и полностью золотой интерьер, и молельная комната, постоянно поворачивающаяся в сторону Мекки, и отдельное специальное помещение для верблюдов.
Несмотря на расхожее мнение, что бизнес-джетами летают только звезды и олигархи, на борту часто можно встретить и топ-менеджеров различных компаний. Несколько семей, дружащих между собой, могут арендовать такой самолет, чтобы полететь, например, на отдых.
Что же касается поведения пассажиров бизнес-авиации, то оно мало отличается от поведения обычных пассажиров. Здесь можно встретить и серьезных бизнесменов, весь полет посвящающих работе, и капризных или просто очень требовательных звезд, жен или любовниц. Рассказывают, что один из пассажиров на бизнес рейсе развлекался тем, что переодевался при стюардессе, раздеваясь догола, требуя, чтобы его в это время обслуживали. Известно, что девушка довела свою работу до конца, а потом уволилась из бизнес-авиации.
А самая популярная просьба, как, наверное, все догадались, это - дать "порулить". Конечно, даже на частном рейсе этого никто пассажиру не позволит. Но вот, в отличии от обычных рейсов, такой ВИП-пассажир может посидеть в кабине пилота на подсадном месте, предназначенном для проверяющего.
Сколько же стоит удовольствие от полета на бизнес-джете? Цены на перелет тут начинаются примерно от 35 тысяч евро (не в сезон по европейским направлениям) до 600 тыс евро за кругосветное путешествие.