Довелось мне недавно посетить главный художественный музей Амстердама – Рейксмюсеум. Вот он, знаменитый старинный дворец, полный сокровищ.
Но не о художественных произведениях хочу говорить, а о маленьких посетителях музея.
Помню, как в детстве нас водили в музеи всем классом. Помню, как уже в качестве мамы я сопровождала дошкольников в Третьяковку, а потом младших школьников в Пушкинский музей. Осмотрев 2-3 зала, ребенок устает, внимание рассеивается. Даже самые воспитанные начинают зевать, почесываться, озираться вокруг, искать к чему бы прислониться. В Пушкинском сердобольная экскурсовод предложила первоклассникам присесть на ступеньки, но ступеньки-то мраморные, холодные.
В Рейксмюсеум я увидела иное: дети устроились на паркетном полу и слушают экскурсовода или учителя, который находится тут же.
Сначала подумала, что местный наставник предложил юным слушателям передохнуть. Но перед другим полотном тоже непринужденно расположилась на полу группа детей, и перед третьим…
Значит, у них так принято. Мне понравилось. Дети не утомляются, долго смотрят на художественное произведение, внимательно слушают, запоминают, обсуждают. Что-то свободное и по-домашнему уютное есть в этом способе восприятия искусства.
Кстати, сидящие дети не мешаю наслаждаться шедеврами взрослым посетителям. Каждый воспринимает искусство на своем, так сказать, уровне, в прямом и переносном смысле.
Хочу обратиться к учителям, наставникам и просто мамочкам. Не перенять ли нам этот положительный зарубежный опыт? Полы, конечно, должны быть чистыми.