Одной из главных тем в прессе на минувших выходных стало ЧП с пассажирским самолетом в Сочи. Эксперты туристического рынка пытались понять, по какой причине Боинг 737-800 авиакомпании UTair выкатился в русло реки. Спустя несколько дней после инцидента журналистам интервью дал заслуженный пилот СССР член общественных советов при Росавиации и Ространснадзоре Олег Смирнов.
По словам эксперта, случилась авария в сложнейших условиях. Во-первых время было позднее, во-вторых шел сильный дождь. Сложность для пилотов заключалась еще и в том, что были ограничения в маневре. Аэропорт Сочи позволяет заходить на посадку только по одному курсу, со стороны моря. Так как с первого раза зайти на взлетно-посадочную полосу не получилось, пилот решил направить воздушное судно на второй круг. Теперь экспертам, которые занимаются расследованием ЧП, предстоит проанализировать случившееся. Не последним вопросом является и вероятность ошибки пилота. По идее, командир корабля должен рассчитать посадку так, чтобы приземлиться в начале взлетно-посадочной полосы. Однако в этой ситуации воздушное судно земли коснулось гораздо дальше. Помешал и попутный ветер.
Именно потому не остановился самолет так быстро, как рассчитывал пилот. По словам Смирнова, самолеты часто выкатываются за пределы полос, именно для этой цели в каждом аэропорту взлетно-посадочная полоса имеет продолжение. Называется эта полоса аварийной. Как правило, это грунтовая дорога, которая содержится в идеальном состоянии. Самолет никогда не повредится так сильно, как судно авиакомпании UTair в Сочи, если выкатится на эту полосу. Однако в этой ситуации самолет миновал даже эту полосу и скатился в горную реку. Эксперт считает, что разрушение стоек шасси свидетельствует о том, что самолет двигался слишком быстро. Работающими двигателями судно зарылось в грунт и загорелось.
В своем блоге размышления опубликовал и действующий пилот Boeing 737 Денис Окань, который много раз летал в Сочи. По его словам, тормоза у воздушного судна отказать не могли, так как система продублирована. Сразу две системы выйти из строя не могут. Возможно неиспользование реверса. Пилоты могли промедлить с его включением, если он неожиданно отказал. В таких погодных условиях вообще садиться в Сочи не следовало. Для этого есть запасной аэропорт. Погодные условия в тот день никак не способствовали посадке воздушного судна. Порывы ветра составляли 12 м/с. В то время на аэродром зашла сильная гроза с дождем и видимость снизилась в несколько раз. Пилоты просто не имеют права заходить на посадку, располагая информацией о таких обстоятельствах. Попробовать снова пилоты решили из-за указаний диспетчеров.
Если судить о ситуации с записи переговоров, которая уже успела попасть в сеть, именно диспетчер сообщил пилотам об улучшении погоды. В разговоре есть фраза диспетчера, которую можно расценить, как провокацию. Фраза звучала подобным образом: « Давай, давай, садись погода хорошая». Возможно, командир воздушного судна и сомневался, однако утверждение диспетчера сыграло решающую роль. Что случилось дальше, многие уже узнали из сообщений журналистов. Только чудом можно назвать то, что никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. От сердечного приступа скончался Владимир Бегиян, начальник комплексной смены аэропорта. Именно он был первым, кто прибыл к горящему воздушному судну и координировал спасательную операцию.
Скорее всего, Бегиян переволновался из-за случившегося. Как аэропорт, так и авиакомпания вынуждены пройти проверки. Простым пассажирам в этой ситуации важно одно, пилоты обязаны сделать правильные выводы. У авиакомпании UTair уже был похожий случай в апреле 2016 года. Тогда в Воронеже судно выехало за пределы взлетно-посадочной полосы. Обошлось без жертв. В 2012 году в аэропорту Внуково произошла авиакатастрофа по аналогичным причинам с ТУ-204 авиакомпании Red Wings. Тогда погибло 5 человек, а обломки самолета собирали на Киевском шоссе.







