Ближайший к главному городу острова археологический объект – Акрополь Родоса, находящийся в стадии реконструкции. Отчасти этим он и интересен, содержит и первозданные развалины, и результаты восстановительных работ. Изучение древностей началось более столетия назад, во время владычества итальянцев, конца – края пока не предвидится. Сюда заезжают практически все обзорные экскурсии, отводя на все про все менее часа времени. Чтобы не быть привязанными к расписанию организованной группы, мы посетили Акрополь Родоса самостоятельно.
Застать древний комплекс сооружений во время ведения раскопок и воссоздания первичного облика доводится нечасто. На нашей высотной фотографии представлены все стадии этого непростого и неоднозначного процесса. На переднем плане восстановленные стена комплекса и отличающийся по цвету амфитеатр, далее – разрозненные развалины. Они освобождены от наносного грунта, но реставраторами еще не тронуты. Еще дальше виднеются высотные строительные леса, окружившие немногочисленные уцелевшие колонны древнего храма.
Воссоздание строений давно минувших эпох выполняется на старинных фундаментах, которые сохраняются чаще других элементов зданий. Остальные детали воспроизводят на основании археологических находок на местах раскопок, дополняя подробностями известных аналогов. Акрополь Родоса занимает самую высокую возвышенность северной части острова, видимую далеко с морских просторов. Именно поэтому некоторые историки считают его вероятным местом расположения Колосса Родосского, фактически являвшегося маяком.
Акрополь Родоса — от панорамы к подробностям
Выглядящие наиболее сохранившимися сооружения на высотной фотографии, как и стена заглавного снимка, воссозданы реставраторами. Амфитеатр построили итальянцы в первой половине прошлого века, греческие археологи продолжили раскопки и реконструкцию достопримечательности. Организованных посетителей экскурсоводы подводят к дальней от амфитеатра оконечности стены, чтобы продемонстрировать подлинные артефакты. Исполнители исторической реконструкции заложили находки археологов, три древних блока, в кладку лаза в стене.
Редко кто из посетителей, осматривающих Акрополь Родоса, способен уверенно отличить древние строительные материалы от современных. Для реставрации стараются использовать близкие по облику к тем, что применяли далекие предки. Имитировали даже следы обработки, характерные для древних орудий, применяли специальные методы искусственного старения. Не особо распространяемая служебная документация сохраняет точные сведения о примененных при восстановлении древних деталях.
Древняя школа публичных ораторов
Наиболее заметное сооружение пониженной, восточной части – входящий в Акрополь Родоса амфитеатр школы ораторского искусства. Он врезан в склон возвышенности, защищающий упражняющихся в риторике от порывов ветра с Эгейского моря. Расходящиеся круговым веером зрительские места рассчитаны примерно на 800 человек, аудитория довольно значительная. Так что едва ли амфитеатр был лишь учебной сценой, вполне вероятно проведение спектаклей и праздников. Воссоздание местного Одеона проводили итальянские реставраторы.
Состояние составляющих Акрополь Родоса было зафиксировано при вскрытии почвенного слоя, от амфитеатра было обнаружено три ряда зрительских мест. Отсутствующий на острове качественный белый мрамор. Как и в древности, привезен морским путем. Восстановили сооружение как открытую сцену, хотя некоторые ученые убеждены в существовании ранее стен и перекрытия. Геометрия расположения мест для публики вокруг сценического пятачка очень наглядно представлена на высотной фотографии.
Сохранившиеся исторические свидетельства описывают ораторскую школу Родоса ведущей в античной Греции, затем в древнем Риме. Здесь брал уроки риторики будущий император Юлий Цезарь, одна из ключевых личностей мировой истории. Имя его присвоено месяцу рождения Цезаря, фамилия стала официальным титулом римских правителей. Составленный им юлианский календарь до сих пор используется русской православной церковью. Позднее здесь же учился Марк Цицерон, чья фамилия стала символом ораторского искусства.
Находки и фрагменты сооружений
Как и большинство мест археологических изысканий, Акрополь Родоса имеет открытую площадку хранения крупногабаритных находок. Они, разумеется, тщательно изучены и описаны, при обнаружении мест прежнего использования могут быть востребованы реставраторами. Далее приводим несколько фотографий раскопанной части территории от амфитеатра Одеона до вершины холма. Она представлена несколькими террасами в разных высотных уровнях, разделенными мощными подпорными стенами.
Для перехода с одной террасы на другую построены лестничные переходы различной ширины и протяженности. Их ограничивают массивные парапеты, оказавшиеся наиболее стойкими частями всего комплекса. Археологи наверняка составили представление о назначении отдельных компонентов и сооружений, но сведениями не делятся. Очевидный недостаток отличает Акрополь Родоса, на его территории нет информационных планшетов. Примером в этом отношении можно считать еще более древний Камирос.
Храм Аполлона, венчающий Акрополь Родоса
Три с половиной оставшиеся вертикальными колонны храма Аполлона Пифийского, — все, что возвышается над основанием. Религиозное сооружение посвящено любимому сыну Зевса, присоединенное прозвище знаменует его победу над грозным змеем Пифоном. Ранее покровителем и верховным божеством на Родосе почитали бога Солнца – Гелиоса, ему и поклонялись островитяне. Хитросплетения греческой мифологии отводили ему скромную роль, лишив доступа на гору Олимп, обитель важнейших божеств.
Гелиос якобы извлек остров из морских пучин для собственного обитания, потому был на нем особо почитаем. Знаменитый Колосс Родосский был не чем иным, как статуей этого божества, маяком по совместительству. Римляне сохранили всех греческих богов, большую часть переименовав. Гелиос стал Солом и был почти забыт, символом светила стал Аполлон. Рассмотреть высотные остатки храма мешают ажурные строительные леса, рассчитанные на проведение косметической реставрации.
Конфигурация приспособления позволяет провести ремонт и укрепление имеющихся элементов, дальнейшего восстановления явно не намечается. Это подтверждается отсутствием на площадке грузоподъемных механизмов, которые задействованы на афинском Акрополе. Не видно ни найденных при раскопках, ни изготовленных вновь составных элементов стволов колонн. Пустынна и сама площадка реконструкции, кроме громады лесов следов человека почти нет, кроме небрежно брошенной лестницы.
Работы, вполне очевидно, ведутся черепашьими темпами, причиной тому неустойчивые позиции греческой экономики. Обрисованы только общие контуры храма Аполлона Пифийского, впереди – работы по остальным объектам. Акрополь Родоса украшали еще два культовых сооружения, посвященные Зевсу и Афине, но их не опознать без консультации специалиста. Остается рассматривать разрозненные элементы строений на окружающей территории, место применения которых еще не определено учеными.
Раскопки при ближайшем рассмотрении
Разглядывая очищенные от грунта элементы строений, представляешь кропотливость и трудоемкость археологических изысканий. Наносные слои нельзя удалять землеройной техникой, на Акрополь Родоса не загонишь экскаватор либо бульдозер. Подобные механизмы ускорили бы работу, но могли нанести непоправимый вред древним деталям. Конструктивные элементы с признаками художественных достоинств или надписями, вывезенные отсюда, украшают экспозиции многих музеев мира.
Собственные открытия самостоятельные посетители раскопок зачастую затрудняются правильно идентифицировать из-за отсутствия специальных познаний. Обнаруженная труба могла быть деталью древней канализационной системы, но не исключен вариант установки при раскопках. Этим археологи обезопасили бы место работ от затопления скопившимися дождевыми водами. Вдобавок кажутся слишком аккуратными форма и срез изделия, однако торцевая стенка забрызгана кладочным раствором.
Приходится сожалеть об отсутствии знающего гида, но от похода в составе экскурсии мы сами отказались. Письменными пояснениями, обычными на подобных объектах, Акрополь Родоса не обеспечен, о чем уже говорилось. Найденная в конце концов информационная доска заполнена на греческом языке, и текст не дублирован хотя бы на английском. Без перевода понятны сумма затрат и сроки проведения работ, кажущиеся слишком оптимистичные касательно окончания. Видимо, это стандартная вывеска объекта реконструкции.
Здесь только традиционно размещаемая информация, касающаяся преимущественно финансового обеспечения производства работ. Присутствуют наименование объекта и Эгейского региона, наименования заказчика и инвестора реставрации, сумма запланированных затрат. Никаких интересующих нас подробностей не приводится, поэтому приходится оставаться наедине с собственными размышлениями. Тем не менее Акрополь Родоса надолго запоминается, а сделанные здесь фотографии эту память увековечивают.
Главные достопримечательности объекта посещения
Снова запускаем квадрокоптер, чтобы сфотографировать с высоты колонны храма Аполлона Пифийского и окружающие раскопки. Удачно выбранный ракурс и высота полета позволяют запечатлеть перспективу до Средиземного моря и прибрежных построек. До внешнего водоема здесь немногим более полутора километров, по другую сторону в полукилометре – море Эгейское. Возвышенность позволяла контролировать пролив, разделяющий Родос и Турцию, что было важным при военных действиях.
Северная оконечность острова была важной стратегической зоной во времена наполеоновских войн. Холм, где стоит Акрополь Родоса, контролировали английские войска под командованием адмирала Сиднея Смита. Поскольку здесь был командный пункт полководца, вершину стали именовать в его честь – Монте-Смит. Не забыто и прежнее название, данное в древности в память первого христианского великомученика, святого Стефана. После приземления летучего фотографа направляемся к амфитеатру, чтобы заснять еще раз.
На повторно сделанной фотографии амфитеатра Одеон, который уже описан, в кадр попали несколько самостоятельных посетителей. Это позволяет соразмерить их фигуры с габаритами сооружения, которое не столь уж величественно. Кроме того, более наглядно видно некое сооружение, чье отношение к амфитеатру сомнительно. Не исключено, что это очаг для торжественного костра, разжигаемого при открытии спортивных соревнований. Ведь совсем рядом Акрополь Родоса имеет античный стадион, о котором расскажем отдельно.