В последние недели сразу несколько поставщиков туристического продукта сошли с дистанции. Это стало причиной появления инициативы по защите туристов и регулированию отрасли. Банкротства туроператоров обеспокоили не только пострадавших туристов, но и чиновников.
В Госдуму депутаты фракции «Единая Россия» внесли законопроект, который предусматривает для туроператоров необходимость предоставлять своим клиентам подтверждение оплаты гостиницы в течение суток после того, как от клиента были получены деньги. Как такое нововведение реализуют на практике?
Авторы инициативы предположили, что все беды путешественников, которые обращаются к туроператорам, имеют отношение к несвоевременности внесения последними оплаты за размещение. Согласно действующему законодательству, туроператоры не обязаны предоставлять подтверждение проведенного платежа в адрес объекта размещения. Такое условие уже есть при выдаче авиабилета клиенту. Аналогичную схему предлагают внедрить и для отелей.
Польза для туриста — неудобство для турфирмы
Турист должен быть уверен, что его номер оплачен компанией-посредником и отдыху ничего не угрожает. Если туроператор нарушит правило, авторы инициативы предлагают штрафовать его на сумму, равную 10% от стоимости номера. Туристам могут позволить расторгнуть договор с такой фирмой и получить полную компенсацию.
Эксперты туристического рынка нашли в законопроекте сразу несколько изъянов. Ключевым моментом является то, что депутаты не понимают, как работает турфирма изнутри, как выстраиваются отношения между отельерами и туроператорами. Контракты могут включать самые разные пункты. Как рассказал Яков Адамов директор по маркетингу и продажам Marriott, момент оплаты клиентом туристического продукта и оператором конкретного отеля, абсолютно разнесенные по времени и несвязанные процессы. Также эксперт не понимает, каким образом туроператор будет технически подтверждать оплату конкретного номера в гостинице. Очень часто договоры с отелями предполагают выделения туристическому оператору отдельного блока комнат. Вряд ли объекты размещения начнут выписывать отдельные документы о каждом номере. К тому же инициатива «Единой России» не соответствует мировой практике гостиничного контрактинга.
Получается, российских игроков туристического рынка собираются жестко ограничить в договоренностях со средствами размещения. Если инициативу поддержат, появятся особые правила взаимоотношений с отелями. Таким образом, российские туроператоры будут в неравных условиях со своими зарубежными конкурентами.
Со своей стороны юристы обращают внимание на то, что законопроект не состыкуется с существующей правовой базой. В отраслевые законы нельзя прописать штрафы для поставщиков туристического продукта. По словам Георгия Мохова учредителя юридического агентства «Персона Грата» это прерогатива Административного кодекса России. Наблюдатели опасаются, что под предлогом защиты интересов потребителя могут появиться законодательные инициативы, которые увеличивают обширный список требований к работе туристических компаний.