Летний сезон 2018 года для многих поставщиков туристического продукта оказался сложным. Раннее бронирование показало хорошие результаты, но затем последовала волна банкротств туроператоров. По словам исполнительного директора АТОР, Маий Ломидзе, ситуация сложилась не самым удачным образом в связи с изменениями курса валют. Реакцию туристов на банкротства туроператоров озвучила эксперт в рамках пресс-конференции.
Если в 2014 году путешественники сложно реагировали на уход компании из рынка, то в 2018-ом паники уже нет. Никак не отразился негатив и на спросе. Общий вывод таков: кризис оставил на рынке только наиболее стойких туристов, которые ездят на отдых, несмотря на финансовую ситуацию в стране. Весной представители компаний были крайне удивлены существенным увеличением спроса на зарубежный отдых. Многим прогнозировали успешное лето. Единственный момент, который никто не учел — курс валют. Как результат — снижение покупательской способности и бедность туроператоров.
Многие серьёзно оптимизировали полетные программы, иначе воздушные суда летали бы себе в убыток. Сложность заключается еще и в том, что корректировать программу пришлось уже по ходу сезона. Уменьшение объёма у некоторых туроператоров доходило до 25%. Пострадали программы с вылетами из регионов. Подобная тенденция отмечается уже не первый год. Поставщики туристического продукта основное внимание уделяют городам-миллионникам. В зоне риска оказались средние и небольшие компании.
Туристы привыкли
Ломидзе считает, аналогичная ситуация может продолжиться и в зимнем сезоне. Работа турагентств усложнилась сокращением комиссии. Несмотря на все сложности и перипетии, в летнем сезоне есть и положительные для туристического рынка стороны. Фактически не изменилось количество туристов, отправившихся на отдых заграницу и внутри Российской Федерации. Да, путешественники всё больше экономят, однако их количество не сокращается.
Эксперт представила статистику, согласно которой приблизительно 12 млн. россиян в этом году выехали на отдых за границу. Туры внутри Российской Федерации привлекли внимание 15 млн. россиян. Сказать точно о количестве самостоятельных туристов невозможно. Второй положительной новостью является завершительный этап адаптации туриста к волне банкротств на рынке. В 2014 году спрос путешественников очень резко реагировал на каждое банкротство. Стоило уйти из рынка одной компании, как продажи проседали у всех остальных. На протяжении двух недель туристы ждали, не изменится ли ситуация в лучшую сторону. В этом сезоне даже самый громкий по информационному фону уход туроператора Натали Турс не оказал негативного влияния на путешественников. Туры как продавались, так и дальше продаются. Как рынок, так и потребитель уже привык к сложным временам.
Благодаря многочисленным нарушениям и банкротством, которые изначально волновали множество желающих отдохнуть при помощи туроператоров, сейчас все просто привыкли, что называется закалились в боях, не самая хорошая закалка, но имеет некую пользу.
Открою страшный секрет такой закалки! Всё новое — это хорошо забытое старое — так гласит народная мудрость. Народ расслабился от видимости хорошей жизни, а как только начали «закручивать» гайки, в денежном отношении, а привычная комфортность исчезла, стал интересоваться, как отдыхали люди раньше. Оказалось, что были такие виды отдыха, когда можно было прекрасно проводить время и не тратить огромных сумм денег. Это стало для них новостью, а всё новое — привлекает. Вот и пробуют, горемыки, что-то новенькое.