В свете последних событий, международные эксперты подняли вопрос — как технологически недоработанное судно от лидера на рынке могло поступить в открытую продажу? Ответ кроется, скорее всего, в бизнес-стратегии. Расположенный в Чикаго Boeing находится в жестоком дуополистическом соперничестве с находящимся в Тулузе Airbus, с которым он разделяет рынок авиалайнеров.
Самый большой сегмент этого рынка — узкофюзеляжные самолеты малой и средней дальности, которые обычно перевозят от 100 до 200 пассажиров. Это рабочие лошадки авиации, неприглядные и упорные, бесконечно подпрыгивающие на таких маршрутах, как Солт-Лейк-Денвер и Ла Гардия-О’Хара. Боинг 737 впервые взлетел в 1967 году, и, несмотря на то, что за прошедшие годы были внедрены различные усовершенствования, в глубине души он все еще остается создателем эпохи «Правых вещей». Вместо управляемых компьютером элементов управления, в нем по-прежнему используются устаревшие механические приводы, и он сделан из алюминия, а не из современных легких композитных материалов.Семейство Airbus A320, тем временем, взлетело на небеса поколением спустя, в 1987 году, но это было сложное существо с самого начала. В 2014 году Airbus выпустил свою последнюю версию, A320neo, линейку самолетов с двигателями, которые были объявлены на 15 процентов более экономичными, чем старая модель. Чтобы сохранить лидерство, Boeing пришлось противостоять действиям Airbus. У него было два варианта: либо убрать чертежи и начать работу над дизайном с чистого листа, либо оставить прежний 737 и отполировать его.
Компания выбрала второй и более экономичный маршрут — обновила предыдущую итерацию. «Боинг» поменял двигатели на новые модели, которые вместе с изменениями планера обещали 20-процентное увеличение эффективности использования топлива. Чтобы приспособить двигатель большего диаметра, инженерам Boeing пришлось сдвинуть точку, где кузов прикрепляется к крылу. Самолет оставил тенденцию набирать высоту, что может привести к опасному аэродинамическому сваливанию. Чтобы предотвратить это, Боинг добавил новую систему автопилота, которая может наклонить нос, если он слишком высоко поднимается. Согласно предварительному отчету, именно эта система, привела к катастрофе.
Но независимо от того, как закончится расследование этого крушения, Макс 737 уже выглядит опасным. Боинг слишком велик и важен для мировой авиации, чтобы обанкротиться. Гигант имеет два выхода: либо найти убедительное объяснение случившемуся, либо полностью перестроить опасное воздушное судно.