Не успела открыться навигация, как цены на топливо для туристических операторов речных круизов резко подскочили. Рост цен составил около 39-35% и это не считая дополнительного акциза на топливо.
Хоть как-то компенсировать издержки туроператоры не в состоянии — большая часть объема путевок реализована по акциям «раннего бронирования», т.е. по старым ценам. Увеличить цены на оставшиеся объемы загрузки нецелесообразно. Несмотря на решительный настрой туроператоров, выход из сложившейся ситуации пока не найден.
Удивительно, что обстановка с самой загрузкой летних круизов в настоящее время довольно благополучна. Генеральный директор туроператора «Инфофлот»Андрей Михайловский рассказал «Мы продали около 60% летних путевок, что на 10-15% больше, чем в прошлом году».
У других туроператоров речных круизов обстановка с загрузкой также достаточна удовлетворительная. В «Водоходе» рассказали,что «Предварительные продажи по отечественному рынку аналогичны прошлогоднему уровню. Благодаря Чемпионату мира, который будет проходить летом в России, увеличился интерес интуристов. Большим плюсом является большая доступность теплоходов по ценам (по сравнению с гостиницами). Наиболее востребованы у интуристов круизы Москва — Санкт–Петербург и круизы по Волге.
В настоящее время вопрос с «доступностью» круизов оказался под сомнением. И причина этот — цены на топливо, которые стремительно выросли. Прогнозы экспертов пессимистичны. Если до выборов рост цен на энергоносители как-то придерживался, то теперь он «отпущен». Согласно прогнозам, в ближайшее время до 50 рублей за литр подорожает в цене автомобильный бензин. Ожидается рос тцен на авиационное топливо. Но пока выросли цены только на дизтопливо.
Андрей Михайловский отметил, что «цены на топливо — одна из самых серьезных проблем. Стоимость одной тонны топлива в 2017 году составляла 30 тысяч рублей. В текущем году она выросла до 55 тысяч рублей, из них 8 тысяч — акцизы, которые обещают вернуть по завершении навигации. Но топливо необходимо уже сегодня. Откуда брать эту кучу денег -неизвестно. Согласно произведенным подсчетам, цены на топливо показали рост в 30-35% (без учета акциза)».
Также эксперт подчеркнул, что большая часть путевок ( 60%) реализована по ценам того периода, когда топливо стоило на 35% дешевле. Компенсация убытков путем увеличения цен на оставшиеся туристические пакеты невозможна.
Специалисты туристической отрасли осознают, что существенно увеличить стоимость круизных путевок, являющихся высококонкурентным продуктом, невозможно. Чего не скажешь о топливе, которое туроператоры приобретают о монополистов. «Добрать деньги с туристов, оплативших нам тур, мы не можем. Турист просто откажется от него. Поднять стоимость оставшихся турпакетов — тоже. Ведь туристический поток снижается в пропорции 2:1 относительно роста цен», — подытожил Андрей Михайловский.
Собеседник отметил, что российским круизным туроператорам «хочется понять, кто это придумал необоснованный рост цен, и чем он при этом руководствовался». «Наш настрой самый решительный. Мы готовы даже на письма президенту», — сообщил г-н Михайловский.
Самым смешным итогом будут более дешевые и следовательно более востребованы круизы за пределами страны, где деньги будут оставаться в карманах зарубежных предпринимателей, причем эти страны могут не обладать столь большими нефтегазовыми запасами.