Частный домик на набережной Феодосии – дача Милос считается одной из самых заметных достопримечательностей города. Расположен он на круто спускающейся улице, примерно в 60 метрах от береговой линии. Постройку заказал в 1911 году местный коммерсант из караимов по фамилии Крым, строил архитектор Пискунов. Название произошло от места находки античной статуи Афродиты, вулканического острова архипелага Киклады. Она сейчас в Лувре, размножена во множестве копий, одной оказалась украшена дача Милос.
На фотографиях общего вида дача Милос предстает одним из выгодных и живописных ракурсов. Возвышенность и буйная растительность скрывают соседние постройки, не отвлекающие внимания, но частично заслоняют само здание. Своеобразие рельефа при строительстве пришлось нивелировать высоким основанием в пониженной части и ступенчатым боковым ограждением. Южный фасад, выходящий на боковую улицу, выполнен выпуклым на нижнем этаже, украшен ротондой на втором.
Дача Милос с разного приближения
В оформлении здания использовано несколько не вполне обычных архитектурных элементов, сразу заметных со стороны. Это скульптуры Кариатид, поддерживающие обширную лоджию, и угловая беседка в виде ротонды со статуей Венеры Милосской внутри. Мало приметны, но вписаны в ансамбль решетки ограждения и особенно его тумбы, украшенные лепными деталями. Пирамидальными тополями, цветущими каштанами и другой растительностью дача Милос украшена добавочно к архитектурным прелестям.
Идущая с холма улица Революционная едва ли не шире проспекта Айвазовского, бывшей улицы Ленина. Урезана ширина при постройке железнодорожной ветки из Джанкоя в Керчь с тупиковым ответвлением на Феодосию. Она хотя и однопутная, но с полосой отчуждения и подпорной стенкой часть территории урезала. Однако для пешеходной зоны достаточно оставшегося пространства, кому мало, гуляют вдоль берега, по Набережной Десантников. Лучшие виды в сторону моря покажем позднее, пока рассмотрим, какова дача Милос в деталях.
Архитектурные и декоративные детали
При ближайшем рассмотрении уже упомянутый южный фасад выглядит намеренно выделенным из общего облика здания. Но не нужно спешить с оценкой, внимательный осмотр выявляет достаточную гармоничность. Белые балки карнизов и окантовка фронтона, такая же беседка с Афродитой словно завершаются выпуклой конструкцией. На нижнем ярусе это полноценная ниша в помещении, снаружи украшенная накладными пилястрами. На их капителях – разделительный пояс, он же – пол лоджии верхнего яруса.
Второй ярус фасада украшен массивными накладными колоннами, квадратными в сечении, разделяющими оконные проемы. Ротонда с ионическими колоннами, соединенными поверху полукруглой балкой, образует выразительную деталь оформления. Она перекликается с белой небольшой беседкой в виде круговой ротонды, установленной на углу основания, на котором построена дача Милос. Малые размеры относительны, при ближайшем рассмотрении строение весьма привлекательно, за ним просматриваются Кариатиды под балконом.
Безрукие Кариатиды откровенно скопированы с античных первоисточников, ничего дурного в этом не усматривается. Подобные элементы издавна придуманы греками для замены гладких колонн, пример – здание Эрехтейона в Афинском Акрополе. Происхождение названия связывают с древним городом Карии в Пелопонессе, где были популярны танцы с корзинами на голове. Дача Милос декорирована сразу несколькими статуями, почти одинаковыми. Мужской вариант этого опорного элемента – атланты более известен, использовался в нашей российской архитектуре.
Дача Милос, Афродита и море
На фоне морских просторов Афродита в ротонде выглядит привлекательно, особенно если вспомнить о происхождении богини. Название Венера Милосская пошло от римлян, которые по-своему нарекли богиню любви. Найденную на острове, которому обязана названием дача Милос, статую, еще с руками, нашли в 1820 году французские моряки. В драке с турками, хозяевами территории, руки богини были утрачены. На пьедестале была неразборчивая подпись автора, Агесандра или Александра.
Статую выкупил Людовик XVIII, держал в собственных покоях, пьедестал был утерян. Позднее для реликвии оборудовали специальную галерею на первом этаже сокровищницы Лувр. Дача Милос лишилась своей Афродиты в 1917 году, вновь обрела только в 1970-м. Копию изготовил и предоставил известный местный ваятель Борис Борисович Лец, скончавшийся в 2017 году. Кто делал утраченную, неизвестно, как неизвестна судьба бывшего владельца. Малая народность караимов сейчас в основном проживает в Израиле, а могла бы исчезнуть.
Отступление про караимов
Караимы отличались от евреев в вопросах веры и языка, в Российской империи в отличие от ущемленных евреев были полноправны. Вторично их спасли еврейские ученые, которых о принадлежности караимов запросили гитлеровцы. Три уже находившихся в застенках еврея свидетельствовали, что караимы к еврейству не относятся. Берлинское министерство культов выдало об этом документ, его разослали в места обитания караимов. Куда бумага дошла, там их не расстреляли, а вот сами ученые погибли. Но мы отвлеклись, вернемся к осмотру объекта.
Расположенная на бойком месте, дача Милос достойна наружного осмотра, и фото получатся живописными. Внутренний осмотр невозможен, там находится один из санаторных корпусов. Поблизости – Картинная галерея Айвазовского в бывшем доме мариниста, перед ним – памятник. Даже ближайшая дача Папахристо, стоящая рядом с северной стороны, — вполне привлекательна и оригинальна. Набережная и море, особенно в подходящий сезон, тоже вполне могут доставить удовольствие. Возможно, подскажем и другие достопримечательности, следите за публикациями.