В 2024 году доходы 30 крупнейших российских авиаперевозчиков достигли рекордной отметки в 1,77 трлн рублей, что на 23% больше показателя 2019 года (1,4 трлн рублей). Однако количество пассажиров пока не вернулось к уровню до пандемии: в 2019 году было перевезено 128 млн человек, а в 2024-м — только 111,7 млн.
Из 30 компаний 22 завершили год с прибылью в размере 104 млрд рублей, восемь понесли убытки около 27,9 млрд. Таким образом, общая прибыль отрасли составила 76 млрд рублей, что в 3,8 раза больше, чем в 2019 году (20 млрд рублей).
Рост доходов обусловлен двумя ключевыми факторами: увеличением стоимости авиабилетов и значительным ростом международных перевозок, которые приносят большую прибыль. По словам старшего аналитика Альфа-Банка Анастасии Егазарян, на лидера рынка — «Аэрофлот» — приходится 39% операционной прибыли всей отрасли.
Количество пассажиров пока не вернулось к уровню до пандемии
Восстановление авиаотрасли после пандемии COVID-19 в 2022–2023 годах стало возможным благодаря нескольким факторам. Во-первых, важную роль сыграла государственная поддержка, включая субсидии на перелёты, снижение налогов и предоставление льготных кредитов. Во-вторых, меры по снижению влияния западных санкций, таких как ограничения на полёты в Европу и Азию, позволили авиакомпаниям перенаправить маршруты и найти новые рынки.
Кроме того, были урегулированы страховые вопросы, что снизило риски для перевозчиков и повысило их уверенность в будущем. В 2023 году авиакомпаниям удалось перевести значительную часть своих самолётов в российскую юрисдикцию. Это позволило снизить зависимость от валютных платежей по лизингу и уменьшить финансовые риски, связанные с колебаниями курса рубля.
Ещё одним важным шагом стало развитие внутренних авиаперевозок, которые стали более привлекательными для пассажиров из-за повышения цен на международные перелёты. Внутри страны открылись новые направления, а также появились дополнительные рейсы на популярных маршрутах, что способствовало росту пассажиропотока.
Однако несмотря на положительные тенденции, авиаотрасль всё ещё сталкивается с рядом вызовов. Среди них — необходимость модернизации флота, повышение уровня безопасности и улучшение качества обслуживания пассажиров. Кроме того, остаются проблемы с доступностью билетов для широких слоёв населения, особенно в регионах.