Важную функцию в молитвенной церемонии императоров Китая, понятную из названия, выполнял Дворец Воздержания. Это обособленная территория внутри Храма Неба, примыкающая к западной стене комплекса севернее разделительной стены. Трехдневный пост правителя и ближайших подчиненных проходил в комфортных, но не роскошных условиях.
Проход в разделительной стене оформлен воротами с квадратными проемами, которые в Храме Неба встречаются редко. Собственно, ворота во Дворец Воздержания — из одного проема, боковые калитки выполнены с перекрытиями в стене. По уходящей на север аллее нужно прошагать около 200 метров, повернув налево, пройти еще стометровку. Однако до главного здания необходимо было преодолеть еще несколько искусственных преград. Охрана от мирских соблазнов была серьезной, дополненной вооруженной стражей.
Поход во Дворец Воздержания
Замкнутый квадрат территории со стороной в 200 метров огражден двойной стеной и защитными рвами. Таким замысловатым способом охранялся императорский покой во время строгого поста, подготовительного периода церемонии. Главное дворцовое здание, показанное на заглавной фотографии, упрятано за преградами и окружено зелеными насаждениями. Так что здесь – только начало пути, преодолеваемого на глазах посетителей энтузиастом бега. Проследуем его здоровым маршрутом, наверняка повторяющим путь церемонии.
Перед внешней стеной, ограждающей Дворец Воздержания и его окрестности, — первый оборонительный ров. Перекидной мостик состоит из трех проходов, разделенных и огражденных с боков мраморными парапетами. Проходы и арки ворот в императорскую эпоху предназначались Богу Неба (центральный), правителю – второй по высоте проема, самый низкий для всех прочих. Подобное распределение по статусу личностей характерно для большинства ворот на территории комплекса Храма Неба.
Восточные ворота считались и сейчас считаются главным входом, за ними находится одна из здешних достопримечательностей. Между первым рвом с наружной стеной и следующей защитной парой расположена башня колокола. Сигнальное устройство было предусмотрено для оповещения подданных о проследовании императора во Дворец Воздержания. Найти башню просто, миновав ворота, необходимо повернуть к северу (направо). Строение квадратной формы, из двух ярусов, нижний занят колоколом.
Звуковой сигнал напоминал многочисленным занятым в церемонии о начале отсчета времени ее проведения. Каждый участник заранее знал свои обязанности, колокол синхронизировал одновременное начало действий. Изготовлено металлическое изделие, похожее на коровье ботало, одновременно с сооружением комплекса Храма Неба. По крайней мере, так посетителей информируют путеводители и местные гиды. От европейских и русских аналогов по внешнему облику здешний отличается прямым силуэтом юбки.
Но главное отличие китайских колоколов – отсутствие привычного языка, вызывающего звучание, его заменяли внешними ударами. Поэтому китайцы использовали колокола в разнообразном положении, вплоть до направленных раструбом вверх. Сигнальные возможности в этом случае увеличивались за счет направления звуковых волн. Колокол в башне, обозначающий прибытие процессии во Дворец Воздержания, относится к подвесным.
Продолжение похода и сам Дворец Воздержания
Следующее препятствие – второй ров перед внутренней стеной, однако воды в нем не обнаруживается. Парапеты с перилами мраморные, декорированные резьбой по камню, выглядят весьма красиво. Промежуток между преградами озеленен хвойными деревьями, растущими на травяных газонах между дорожками. Некоторое отсутствие уюта создает замкнутое пространство между стен, но Дворец Воздержания достигается достаточно быстро.
Далее перед посетителями предстает главное здание, именуемое Залом без перекрытий из-за конструктивных особенностей. В нем отсутствуют поперечные и продольные балки, крышу поддерживают внутренние кирпичные арки. Перед зданием построена обширная терраса, на которую ведут несколько лестниц. Возвышение обнесено традиционными парапетами с резными украшениями, северную часть украшает павильон типа балдахина. Сооружение выполнено из четырех сомкнутых арок, увенчано красочной крышей.
Внутри павильона – мраморный постамент с небольшой бронзовой статуэткой, ранее выставлявшейся только на время проведения церемонии. Назначение Постящейся статуэтки заключается в поддержании таблички с правилами поста, подготовленной служителями. Трехдневное питание растительной пищей без любимых лука и чеснока, отсутствие всяких развлечений было обязательным условием. Единственным послаблением был выход на западную часть территории, украшенный уже знакомой мраморной плитой с рельефами.
Парадная обстановка зала без перекрытий не сохранена, там размещается сейчас музейная экспозиция. Частично сохранилась меблировка Зала для сна, возле западной стены, где в основном и постился руководитель древней сверхдержавы. Посетителям доступны несколько помещений музея и тронный зал, где император принимал подчиненных по неотложным вопросам. Насколько Дворец Воздержания раздражал владык империи, либо они обладали достаточными выдержкой и терпением, не сообщается.
Тронный зал и музейная экспозиция
Зал с простейшим цилиндрическим сводом выглядит даже не аскетично, скорее это похоже на место заключения. Хотя атрибут императорской власти, непременный трон, Дворец Воздержания владыке сохранил, выглядит он преувеличенно скромно. Не исключено, что просто мало сохранилось декоративных элементов убранства, как исчезли документально подтвержденные принадлежности обязательных омовений. Наряду с медитацией прием ванн был прописан в наставлениях на период поста на табличке статуэтки.
Сжигание благовоний в период поста продолжалось, расписные курительницы присутствуют наравне с немногочисленными украшениями. По бокам виднеются стойки с колоколами средней величины, для вызова служителей или тревожной сигнализации. Вот и все оформление, стоит упомянуть еще девиз на торцевой стене – Император как Небеса. Звучит напыщенно, но в полной мере соответствует положению китайского властителя, недосягаемого для простых смертных. Другие комнаты заняты музейной экспозицией о жертвенной молитве и ее антураже.
Дворец Воздержания в музейной ипостаси
Музейным учреждением в полном смысле Дворец Воздержания стал недавно, экспозиция оборудована в 1986 году. Застекленные витрины вдоль стан хранят и демонстрируют различные принадлежности религиозного церемониала с императорским участием. Более массивные укрытия предназначены для павильонов с табличками, которые оставались после каждого скончавшегося правителя. Стенды рассказывают о различных составляющих Храма Неба, причем красочно и информативно, с чертежами и фотографиями.
Особенно пристальное внимание посетителей вызывает пространственный макет территории комплекса, где он изображен в подробностях. Дворец Воздержания в части выставочной деятельности стремится быть современным учреждением, внедряет современные интерактивные методы. Тем не менее историческая ценность в большей мере присуща сохранившимся элементам старинного здания. Здесь освещение позволяет на просвет рассмотреть конструкцию ограждающих панелей, по обыкновению легких и ажурных.
Конечно, наследникам демонстрируемых древностей, устроителям экспозиции, виднее, каким образом удовлетворять интерес посетителей. Однако перегружать реальный ансамбль с настоящими строениями и площадями выставочными залами – концепция спорная. Скорее всего, восстановление атмосферы и антуража императорского поста привлекло бы большее внимание. Сохраняемые веками архитектурные сооружения, живые деревья и отдельные экспонаты на территории интереснее чисто музейного зрелища.
Прогулка по территории
Ограждающие стены и строения, составляющие Дворец Воздержания, окрашены в императорский красный цвет. Кровли зеленые, символизирующие по-китайски Землю, видимо, призыв правителю блюсти интересы подданных. Синие фризы зданий указывают на приоритет Неба, верховного божества. Иногда встречаются оригинальные решения, типа круглого прохода в южной стене, которые трудно истолковать. Древесные насаждения — двух типов, много уродливых на взгляд европейцев.
Такими китайские садовники их делают намеренно, многими десятилетиями и сотнями лет. Наглядно это демонстрируют пеньки у оснований, с многочисленными следами удаленных ветвей. Отчасти это сделано из-за порчи, но для необычной кроны в том числе. В поездках по Китаю приходится наблюдать подобный подход во многих парках и дворцовых насаждениях. Что касается исторических памятников, не каждый возможно комментировать от недостатка информации. Пример – огороженное каменное кольцо, возможно, колодец, но так ли это?
Ворота в промежуточной стене, хранящей императорский покой, не имеют обычных трех проходов. Видимо, этой территорией пользовался исключительно правитель или только охранники. При всей малозначительности сооружения, выполнено оно тщательно, с соблюдением архитектурных традиций и религиозных канонов. За стеной — деревья другого типа, нетронутые хвойники, похожие на дальневосточные лиственницы. Они обогащают атмосферу полезными фитонцидами, делая Дворец Воздержания профилакторием.
Они особенно эффектны в полный рост, как и сосны с кипарисами, да и ветвистые лиственные хороши. Такие наблюдают посетители возле Зала для сна, императорской опочивальни и одновременно места медитации. На последней фотографии обзора оно показано боком, но можно рассмотреть колонны наружной галереи. Старинный фонарь на переднем плане предназначен для вечерних прогулок, либо для утреннего отбытия на церемонию.
Осматривать Дворец Воздержания на этом заканчиваем, считаем достаточной предоставленную информацию для собственного визита читателей. Зачастую экскурсия по ансамблю Храма Неба без этой достопримечательности обходится. Предлагают в основном простейший маршрут с юга на север, реже – наоборот. Но местные гиды покладисты, особенно когда посетители четко излагают намерения и предпочтения. Поэтому Дворец Воздержания, важную составляющую церемониала, покажут и прокомментируют.