История киевского метро тянется со времён Российской империи, именно в 1884 году впервые заговорили о том, что нужно открыть подземный тоннель и пустить поезд. Поскольку всё это было ново и, как следствие, пугающе, то проект был отклонён. С наступлением XX века этот вопрос поднимался дважды, но безуспешно. Только в 1938 году начинаются подготовительные работы по созданию подземной ветки. Но Вторая Мировая и Великая Отечественная войны застопорили этот процесс, и строительство откладывается до 1949 года. В ноябре 1960 года от станции «Днепр» ушёл первый поезд на «Вокзальную». Архитектура киевского метрополитена не уступает даже Москве. Наземные вестибюли ярко выделяются своей эффектностью и парадностью: колонны и панорамные окна, витражи и купольные крыши с пиками, арки и современные фасады зданий. На площадях перед входами теснятся многочисленные палатки и киоски, но всё сверкает чистотой и отличается ухоженностью.
Внутренний интерьер станций не уступает наружному. Платформы и вестибюли строились и оформлялись по конкурсным архитектурным проектам. Панно и скульптуры, портреты и образы, барельефы и лепнина, мозаика и пилоны создавались и подбирались с учётом национального колорита и индивидуальностью. Завершают картину огромные люстры и оригинальные светильники. Самые старые станции в народе называют «музеями», потому что там действительно есть, на что посмотреть и чем полюбоваться.
Современный метрополитен – это главная транспортная артерия в городе. Здесь действуют три линии: Сырецко-Печерская, Куренёвско-Красноармейская и Святошинско-Броварская. На каждом направлении от 16 до 18 станций, а 3 из них узловые: Крещатик, Театральная и Площадь Льва Толстого. Все 52 остановочные точки снабжены указателями, на которых украинский язык продублирован латиницей. В комфортабельных вагонах всё предусмотрено не только для коренных жителей, но и для гостей украинской столицы.
Над дверями вывешены схемы всего метрополитена; узнать о движении и приблизительном времени прибытия позволяют телевизоры, которые установлены в большинстве вагонов; сформировать маршрут помогут электронные указатели, расположенные на крупных и главных станциях. Недавно киевское метро стало практиковать озвучивание остановки в поездах не только на украинском, но и на английском языках.
В тоннелях метро оборудованы специальные помещения на случай чрезвычайных происшествий. В комнатах есть питьевая вода, склад продуктов, туалеты, а входные двери выдерживают даже ядерные взрывы. Все остановки снабжены современными турникетами, которые принимают оплату жетонами, бесконтактными карточками (проездными) и картами банка. Жетоны для разового проезда можно приобрести в кассах, но последнее время чаще пассажиры пользуются, расположенными здесь же, банкоматами. Автоматы выдают жетоны и пополняют проездные, а так же выдают сдачу. Одна поездка обходится в 8 гривен (0, 31 $).
Занимательные факты. Немало интересного хранит в себе киевская внеуличная скоростная система транспорта:
- Святошинско-Броварская ветка является глубочайшей в мире;
- «Арсенальная» станция располагается на самой низкой глубине, по сравнению со всеми мировыми метрополитенами;
- у станции «Днепр» самая длинная платформа, она на 24 метра протяженнее, чем стандартные остановки;
- метрополитен Киева первым среди остальных подземок (в Украине) перешёл на язык международного общения (английский);
- в 2012 году «Золотые ворота» вошли в список 22 красивейших остановок метро Европы.
При посещении киевского метрополитена следует учитывать некоторые тонкости
Если пользоваться бесконтактной карточкой, то стоимость поездки будет зависеть от количества оплаченных. Чем больше проездов разово оплачивает пассажир, тем дешевле дорога. В метро не существует понятия «плата за багаж». Все крупногабаритные ноши провозятся бесплатно, при условии, что они не превышают 2 метров. Действует система льгот, как государственных, так и городских. В киевском царстве под буквой «М» не все станции подземные, есть наземный участок протяженностью более 6 км с двумя мостовыми переходами.
Для знакомства с метрополитеном в Киеве стоит помнить, что открывается подземка ориентировочно в 5. 30, а в полночь провожает последних пассажиров.