Так уж получилось, что на территории современной Польши осталось великое множество фортификационных сооружений времен Второй мировой войны, ну а поскольку я живу в непосредственной близости от этой самой Польши, то не посетить их я просто не мог Итак, сегодня я хочу рассказать о Меджижецком укреп районе, который многим известен под названием "Логово дождевого червя". Сам комплекс является, наверное, чуть ли не самым большим из сохранившихся до наших дней и занимает площадь около 120 квадратных километров при протяженности железнодорожных путей в самом комплексе около 20 километров. В настоящее время существует официальная экскурсия, которая занимает чуть больше двух часов и проводится по строго определенному маршруту, без возможности свернуть направо/налево, за чем строго следит гид. По этой причине вариант с официальным посещением был отвергнут сразу же и я, вместе с группой товарищей, начал искать альтернативный способ посещения Логова. Через несколько дней блуждания по соответствующим форумам я познакомился с компанией из Литвы, которые там уже были и буквально на днях собирались поехать еще раз, причем ни о каких официальных экскурсиях разговоров, естественно, не велось. Обговорив место встречи и примерный маршрут, мы решили провести в Логове трое суток (если раньше не попадемся на глаза охране или обслуживающему персоналу). Прибыв на место мы встретились с ребятами из Литвы и первый день посветили налаживанию "боевого братства" - просидели почти до утра в местном ресторанчике На следующий день приведя себя в порядок мы лишний раз проверили экипировку и под покровом ночной темноты двинулись в путь.
Здесь я хочу сделать небольшое отступление и в двух словах рассказать, что же это такое - Логово дождевого червя. Укреп район представляет из себя систему подземных тоннелей протяженностью около 30 километров с оборудованными огневыми точками на поверхности земли. Глубина залегания тоннелей - порядка 70-ти метров. Внутренние тоннели имеют высоту свода потолка порядка 4-5 метров, а так же оборудованы железной дорогой для перемещения боеприпасов, провизии, а так же личного состава. На протяжении всего укреп района под землей есть несколько железнодорожных станций - "вокзалов" (что, в принципе и являлось нашей целью). Туннели сохранились в идеальном состоянии, однако для посещения туристов открыт лишь один ДОТ (через который и входит официальная экскурсия) и порядка 2-х километров тоннелей. Естественно ни о каких ночевках официально разговора быть не может.
Итак, пройдя примерно 2 километра мы подошли к одному из ДОТов, вход в который естественно был заварен. Однако знающие люди в лице наших литовских товарищей помогли нам проникнуть внутрь через разлом в вентиляционной шахте ДОТа. Попав внутрь мы оказались на широкой бетонной лестнице, которая уходила вниз и была в идеальном состоянии, по которой мы и спустились. Хочу отметить, что Польское правительство все же заботится о сохранности данного сооружения, в связи с чем практически по всем туннелям проведено техническое освещение - одна лампочка примерно на 60-70 метров, в связи с чем кромешной темноты там нет, но без фонарей делать нечего. Спустившись мы сверились с картой наших коллег и побрели в сторону так называемого "северного" вокзала, причем небольшие рампы вдоль железной дороги встречаются примерно каждый километр. Примерно через три часа мы добрели до цели нашего первого дня подземной жизни и решили немного перекусить и поспать. Вокзал представляет собой платформу очень напоминающую станции нашего метрополитена, с той лишь разницей, что выход с платформы только на одну сторону, однако выглядит все это очень впечатляюще. Разогрев на сухом спирте тушенку мы перекусили, после чего поставили палатку, забрались в спальники и отправились в царство Морфея. На этом первый день пребывания в Логове можно считать законченным.