Представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта сообщили о том, что российские авиакомпании могут потерпеть убытки в размере 75-80 млрд. руб. в связи с ростом стоимости авиационного топлива. Ситуация для рынка усугубляется еще и высокими лизинговыми платежами за импортные воздушные судна. Как известно, подавляющее большинство парка российских авиакомпаний состоит именно с таких самолётов. Также есть проблема с увеличением стоимости аэропортового обслуживания. Авиакомпаниям ничего не оставалось, кроме как поднять тарифы на авиабилеты, однако пассажиры сразу же отреагировали на это снижением спроса.
Эксперты отмечают, что все проблемы можно решить только после активного вмешательства государства. Однако есть и другая сторона медали. Даже если чиновники решат помочь перевозчикам, то поддержку на себе ощутит только национальная авиакомпания, то есть группа Аэрофлот. Всем остальным придётся искать выход из ситуации самостоятельно. Пока открытый вопрос и насчёт вероятной волны банкротств среди авиакомпаний. Однозначно тяжело будет всем, но сильнейшие останутся. Согласно информации Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта только за первое полугодие российские авиакомпании потерпели убытки в размере 40,2 млрд. руб. Вдвое меньше было утеряно за аналогичный период минувшего года.
Проблема заключается в том, что убыточными оказались не только внутренние линии, которые отметили наибольшее падение спроса, но и международные. Вместе с этим расходы перевозчиков увеличились больше, чем на 22%. В связи с жадностью нефтяных компаний основной вклад в затраты перевозчиков внёс авиакеросин. Расходы на него увеличились больше, чем на 40%. Отметим, такая ситуация наблюдается не только в Российской Федерации, но и во всём мире. Мировые эксперты прогнозируют череду банкротств на авиационном рынке. В России ситуация усугубилась в связи с ещё более стремительным ростом цен на авиационное топливо и ослаблением рубля. Курс рубля падает и вовремя платить все необходимые лизинговые платежи за воздушные суда становится всё тяжелее.
Мнение эксперта
По словам Олега Смирнова, заместителя министра гражданской авиации СССР, сложности возникли из-за того, что авиакомпании перешли на эксплуатацию западных Аэробусов и Боингов. Перевозчикам приходится покупать эти борты в лизинг за доллары. В долларах расплачиваются за все необходимые запчасти и комплектующие. Эта валюта используется при обучении персонала и ремонте воздушного судна. А вот билеты реализуются за рубли, курс которых упал. Именно потому российские перевозчики остро ощутили дефицит средств в валюте на то, чтобы поддерживать летную годность своего авиационного парка.
Сбавить обороты не могут ни нефтяные компании, ни воздушные гавани. Владельцы аэропортов подняли стоимость обслуживания так, что на сегодняшний день около 30% расходов любой авиакомпании уходит именно на аэропорты. Олег Смирнов считает, что в этом случае нужно взять пример с мировой практики. Она показывает, что именно государство должно заниматься поддержанием своей гражданской авиации. Достичь этого можно разными способами. В Америке, к примеру, налогами не облагаются аэропорты. В таких условиях можно установить выгодную для авиакомпаний ставку на обслуживание самолетов. Нефтедобывающей страной является также Иран, где гражданская авиация достаточно развита. По решению государства авиационное топливо в этой стране стоит дёшево.
Государство сначала отдала свои ресурсы в руки частных владельцев, теперь пытается как то сдерживать стоимость топлива из-за которого растут цены на все товары в стране, причем не так уж и старается.