Всем известно, что авиационный бизнес — дорогое удовольствие. Нужно не потерять свое место на рынке из-за постоянно растущих цен на билеты. Авиакомпании выбирают разнообразные маршруты и переключают свое внимание на сокращение эксплуатационных расходов. Так можно увеличить свою прибыль, рассказывает Гедиминас Циемелис, всемирно известный авиационный эксперт. По его словам, самый известный пример экономии — это история с оливками.
«В 1980-х годах American Airlines искали способы сократить расходы. Путем простого расчета удалось понять, что сокращение всего одного предмета из блюд пассажиров может принести хороший результат. Из салатов убрали 1 маслину. Эти салаты подавали пассажирам в полете. Авиакомпания сэкономила ошеломляющие $ 40 000 в течение одного года. Таким образом удалось не только способом снизить расходы на питание в полете, но и сэкономить на затратах на топливо. Одна оливка не весит слишком много, но в годовом расчете получается серьезная выгода», — отметил он. Как и в случае с оливками, Northwest Airlines сэкономила 500 000 долларов в год, нарезая лаймы, которые должны были подаваться в безалкогольных напитках, на 16 кусочков вместо 10.
Расходы снижают, как могут
Считается в этом случае каждая мелочь. В последнее время большинство авиакомпаний сосредоточили свое внимание на снижении расходов на топливо. Американский перевозчик United начал печатать свой бортовой журнал на более легкой бумаге. На каждой копии экономится 28 грамм. Однако в год экономится из-за меньшего веса 643 000 литров топлива и 300 000 долларов. Virgin Atlantic решила эту проблему, сделав свою стеклянную посуду более тонкой. Авиакомпания Thomas Cook решила прекратить распечатывать квитанции для покупок в полете. Компания также сократила количество запасных подушек и одеял, которые берут с собой в полет, с четырех до двух.
Вышеуказанные результаты об экономии звучат привлекательно, однако некоторые авиакомпании все же придерживаются другого подхода. В 2009 году японская авиакомпания All Nippon Airways попросила пассажиров посетить туалет перед посадкой в надежде, что сэкономленный вес приведет к сокращению выбросов углерода. Еще более сумасшедшее решение было принято компанией «Самоа Эйр» в 2013 году. Тогда появился так называемый «налог на жир». С пассажиров собирались взимать плату в соответствии с их весом. Тогда генеральный директор авиакомпании объяснил, что они не продают места, а продают вес. Если это стремление продолжится, то вскоре пассажиров попросят оставить свои телефоны дома. Исследователи из Массачусетского технологического института подсчитали, что пассажиры, которые берут с собой телефоны на борт Southwest Airlines, обходятся перевозчику в 1,2 миллиона долларов в год в расходах на топливо. Стоимость подскочит до 21,6 миллиона долларов, если телефоны будут заменены на ноутбуки.
Экономия на оливках или еще каких то незначительных для пассажиров вещах, это грамотное решение, но отказ перевозить людей с телефонами, чтобы их оставляли дома, вызовет массовое неудовольствие. Сейчас телефон, это не просто аппарат как в прошлом веке, с помощью которого делали звонки, сейчас в смартфонах много доп. функций, типа фото и видеосьемки, общение в соц сетях, игры и многое другое.