Крутицкое подворье – древнейшее сооружение из сохранившихся в центральной части Москвы; оно пережило самые драматичные периоды российской истории. Монгольское иго и Смутное время, войны и революции, годы Советской власти и новая Россия – главные вехи, определившие создание подворья и его состояние в разные эпохи. Исторический памятник известен немногим; посетившие святыню обретают незабываемые впечатления.
Здесь расположены пятиглавый Успенский собор с колокольней, уникальный изразцовый терем (охраняемый ЮНЕСКО) над парадным входом, крытая галерея между зданиями.
Палаты митрополита с парадной лестницей – еще один замечательный объект. Еще несколько палат имели различное назначение.
Крутицкое подворье — древнейший период
История появления подворья относится к периоду владычества Золотой Орды – времени безоговорочного подчинения Московского и других русских княжеств монгольским завоевателям. Разбив княжеские войска на реке Калке в 1223 году, к 1242 году монголы прекратили военные действия, не вмешивались во внутренние дела и довольствовались собираемой данью и подношениями князей. Покориться ханам были вынуждены такие выдающиеся личности, как Александр Невский и Дмитрий Донской.
Ханы Золотой Орды, захватив в рабство множество русских людей, тем не менее лояльно относились к верованиям нашего народа. В столице монголов Сарае (в нынешней Астраханской области) официально была создана православная епархия; разрешения добился в 1261 году Александр Невский; подношения ханам он возил регулярно, в итоге был отравлен в одном из визитов. Князь Даниил Московский подарил епархии землю под строительство подворья на круче берега реки Москвы, в 1272 году был освящен первый храм – Петра и Павла.
Кирпич в эти времена уже был известен на Руси, однако использовался сначала без обжига и не имел достаточной прочности и долговечности. Это обстоятельство, а также разрушения при военных конфликтах привели к тому, что до современности строения подворья дошли в исполнении уже XV – XVI веков. Именно тогда Крутицкое подворье обрело состояние, в котором его можно видеть в наши дни.
Расположение подворья вблизи главных сухопутных дорог и водной артерии было благоприятным для процветания. Теряющая могущество Орда позволила епископу Сарскому и Донскому Вассиану перенести официальную резиденцию в Крутицкое подворье; титул его отныне стал – епископ Крутицкий. Длительное время крутицкие владыки были помощниками митрополита русской церкви; после обретения независимости от Константинополя и учреждения сана Патриарха они сами получили сан митрополитов.
На сооружение московского Кремля, уже после избавления Руси от монгольского ига, был приглашен архитектор из Италии Фиораванти, построивший в первую очередь фабрику по производству обожженного кирпича в 1475 году. Происходило это в царствование Ивана III, к тому времени уже не просто великого князя Московского, а Государя всея Руси.
Стены из такого материала имели отличный внешний вид и не нуждались в оштукатуривании; каменных дел мастера искусно обрабатывали кирпичи, отделывая здания фигурными деталями.
Сохранившиеся сооружения Крутицкого подворья
Резиденция митрополитов – Патриаршие палаты выстроены на месте первоначального варианта Успенского собора при митрополите Павле, во второй половине XVII века. Двухэтажное здание оборудовано для входа парадной лестницей в покои владыки, а на первом этаже расположены хозяйственные помещения.
Ступени сооружены из блоков натурального камня; мощные колонны, арочные перекрытия и своды – кирпичные, сложенные на известковом растворе. Солидность сооружения смягчается переменным сечением колонн, то квадратных, то круглых; выступы и переходы разнообразят облик входной группы. Поднявшись по лестнице можем осмотреть внутренне убранство храма.
В то же самое время, что и резиденция митрополитов, построен и новый Успенский собор – главное здание Крутицкого подворья. Пятиглавый православный храм увенчан куполами с блистающими крестами на них; один из малых куполов башенки при входе оборудован флюгером, показывающим направление ветра.
Парадная лестница особенно эффектно выглядит при осмотре сбоку – можно охватить взглядом масштаб и основательность сооружения. Пролеты снизу поддерживаются опорными полуарками, арки перекрывают широкие проемы между оголовками колонн. Арки, но уже декоративные, украшают и верхнюю часть основного четырехугольного корпуса здания храма.
Внешняя сторона древнего здания и вход в подворье находятся на городской улице с жилыми домами; среди них остались обитаемые до сих пор жилища постройки XIX века. Подворье выгодно отличается от более поздней застройки разнообразием архитектурных форм и нестандартной отделкой. Дыханием старины веет вблизи оригинальных зданий.
Покрытый рубероидом дощатый помост – не исторический объект, это укрытие фундаментов второго парадного крыльца. Сохранение опор свидетельствует о намерениях по его восстановлению.
Наиболее примечательным в ансамбле Крутицкого подворья является изразцовый терем, возвышающийся вторым этажом над входными воротами. Плитки, покрытые с лицевой стороны рисунками и защищенные стекловидным покрытием – глазурью известны со времен древнего Египта и Вавилона. Долговечность и износостойкость изразцы приобретали в процессе обжига. Ко времени строительства сохранившихся зданий подворья такие изделия появились и на Руси; именно они были первыми образцами кафельной плитки – одного из наиболее распространенных ныне отделочных материалов.
Терем соединен с митрополичьими палатами высокой стеной; на уровне второго этажа оборудована крытая проходная галерея между названными зданиями. Таким же переходом терем соединяется с собором; образуется единый ансамбль, для перемещения по зданиям разного назначения не нужно было выходить из них.
Изразцами покрыт фасад терема со стороны внутреннего двора; бирюзовый оттенок смотрится особенно выразительно на фоне красного кирпича остальных строений ансамбля. В древней Руси терема строились с давних времен, сначала из дерева; обычно они были местом проживания женской половины боярских семейств. Большие окна и возвышенное расположение делали терема пригодными для рукоделия из-за хорошей освещенности, даже называли их светелками либо светлицами.
Впрочем, и основной строительный материал сооружений Крутицкого подворья – красный кирпич выглядит достаточно интересно. Красиво уложенный и дополнительно обработанный умелыми мастерами, он позволял создавать настоящие шедевры.
Украшения оконных проемов, детали опорных и декоративных колонн требовали кропотливого труда; теперь плодами творчества могут любоваться многие поколения.
Реставрация Крутицкого подворья
Однако за время, прошедшее со времен создания подворья, не могло оставить сооружения в первозданном виде. Износ неизбежно искажал их облик, повреждения были весьма значительными. Реставрационные работы в 50-х годах прошлого века позволили воссоздать прежнее состояние; руководил работами известный специалист Барановский, мемориальная доска в его честь установлена на стене проходной галереи. Работа над подворьем на протяжении десятков лет достойна увековечения.
От основания Крутицкого подворья до масштабной реконструкции прошло около трех веков; вместе с Русью оно было свидетелем значимых исторических событий. Монгольское иго, могущество и ослабление Золотой Орды не закончилось с победой на Куликовом поле в 1382 году. Почти столетие прошло до стояния на реке Угре, закончившегося отходом монголов и полным освобождением Руси.
Эти события Крутицы переживали в деревянном обличье, каменные сооружения построены в конце XVII века, их мы и можем увидеть.
Крутицкое подворье в позднейшие времена
Подворье видело ополченцев Минина и Пожарского, готовящихся к походу на захваченную иноземцами столицу в Смутное время. Далее обитель пережила взлеты и падения; упразднение патриаршества и власть церковного Синода привели к снижению ее статуса. В конце XVIII века была упразднена епархия, митрополиты понизились саном до архиереев. Резиденция была ликвидирована, собор стал приходской церковью; остальные сооружения были переданы военному ведомству.
Здесь размещались солдатские казармы, находилось командование гарнизона города Москвы. Пожар 1812 года значительно повредил все здания подворья; командующий гарнизоном приказал разобрать храм для постройки из кирпича конюшен для лошадей воинских частей. Только вмешательство императора Александра I предотвратило разрушение исторической реликвии. Так сохранились и установленные в кладке поминальные таблички, и другие раритеты.
В XIX веке восстановлением подворья занимались несколько архитекторов, в том числе Тон – создатель храма Христа Спасителя. Некоторые работы производились, но в целом в новое столетие историческая обитель вошла в плачевном состоянии. При большевиках здесь размещалось общежитие столичного военного округа и ряд других учреждений. Положительным моментом была деятельность уже упомянутого Барановского, буквально воскресившего памятник для потомков.
Современное состояние Крутицкого подворья
Работа коллектива Барановского продолжалась с 1950 по 1984 год и имела замечательные результаты. Обновлены купола и кресты, большие работы проведены по восстановлению внутреннего убранства храма и прочих сооружений. Мудрым было решение не менять внешний облик штукатуркой и окраской; кирпичные стены выглядят естественно и величественно.
Не портят картину оставленные без вмешательства реставраторов небольшие участки кирпичной кладки, выкрошившиеся от времени.
Экскурсанты могут оценить степень износа одного из самых прочных строительных материалов, да и работу по восстановлению Крутицкого подворья и ее масштабы.
Передача подворья в лоно церкви, начало регулярных богослужений в Успенском соборе наполнило жизнью старинные постройки. Любознательные посетители и верующие прихожане не мешают друг другу, как и во всех известных религиозных сооружениях по всему миру. Предстоит еще одно благое дело – восстановление колокольного боя. Величественная конструкция ажурной шатровой колокольни привлечет еще большее внимание и почитание, будучи оснащенной колоколами.
Вновь обретенная патриаршая резиденция выполняет не только функции действующего храма и музейного объекта. Здесь расположено по решению Патриарха подразделение церковной администрации РПЦ, занятое работой с молодежью. Соседство совершенно не мешает ни туристам, ни молящимся.
Пять куполов Успенского собора символизируют Спасителя и четверых святителей. Черный цвет медному покрытию придан искусственно; это цвет монашества. Реставраторы использовали такую окраску в память существования на подворье обители монахов в ранний период.
Напротив древнего храма располагаются обитаемые одноэтажные дома. Говорят, что в одном из них проживает нынешний настоятель Успенского собора. Строения также признаны историческими памятниками и находятся под государственной защитой.
На территории Крутицкого подворья существуют памятники событиям Смутного времени. К 400-летию подвига ополченцев Минина и Пожарского здесь в 2012 году был установлен каменный памятный крест поминального назначения. Окончание Смуты является ныне государственным праздником России – днем народного единства.
Есть в подворье и второй памятник этим событиям – мемориальный камень с благодарственным текстом памяти погибшим воинам. Он установлен православной церковью России на месте подготовки воинства ополчения к сражению за Московский Кремль, внешне кажется старше креста, но установлены они одновременно.
Покидая Крутицкое подворье, большинство посетителей оборачиваются, чтобы еще раз взглянуть на замечательный памятник истории. Охрана государства и церковное попечение сохранят его для многих поколений россиян и гостей нашей страны.
Замечательная достопримечательность российской столицы ждет новых желающих ощутить атмосферу далеких веков. Продолжение реставрационных работ сулит появление новых деталей старинного подворья, способных сделать посещение еще более интересным и познавательным.
Очень удивительное ощущение на Крутицком подворье, нехарактерное для центра Москвы. Как будто попал в какой-то уездный город N, причем в конце позапрошлого века. Несколько раз была на крещении младенцев в здешнем храме — несказанная благость. Всем очень рекомендую крестить детей именно здесь. Своих и чужих