Лаборатория занимательных опытов – одно из подразделений планетария Санкт-Петербурга, занимающееся популяризацией научных знаний в увлекающей зрителей манере. Ведущие занятия энтузиасты разработали оригинальные эксперименты, наглядно иллюстрирующие основные понятия и явления материального мира.
Помещение для лекций и наглядных демонстраций посетители планетария видят из коридора через стекло, и заинтересовавшиеся могут приобрести билет на посещение Лаборатории занимательных опытов.
Оформление помещения призвано создать атмосферу загадочности мироздания с намеком на связь времени и пространства. Лаборатория занимательных опытов разделена на зоны по научным направлениям. Расстановка лабораторной мебели продумана и упорядочена, приборы делятся на задействованные в эксперименте и временно свободные. Экскурсии организуются по различным областям науки — механике, оптике, электричеству. В зависимости от выбранного направления, подготавливаются только те экспонаты, которые будут использоваться.
Особый раздел лаборатории отведен изучению времени, его измерению и восприятию и первое, с чем знакомятся посетители — маятник Фуко, который прикреплен не к потолку, а сквозь потолок к куполу.
С помощью этого «механизма» наглядно доказывается суточное вращение Земли. Впервые подобный опыт с маятником провел физик — астрономом Жан Фуко.
Во время эксперимента посетителям рассказывают как маятник, с металлическим острием на конце, совершая колебания, отмечает ход своего движения и в результате фиксируется поворот плоскости качания маятника по часовой стрелке относительно пола. Демонстрацию опыта для некоторых групп стартуют в самом начале экскурсии и через час по окончании сеанса, посетители могут подойти и убедиться, что плоскость колебаний уже заметно повернулась. Для демонстрации всего опытного цикла потребуется 32 часа, тогда будет совершен полный оборот и маятник вернется в прежнее положение.
На стенде рядом с маятником Фуко выставлены различной модификации осцилографы. Здесь посетителям не только демонстрируют, но и позволяют принять личное участие в проведении различных опытов с электричеством.
Лаборатория занимательных опытов прекрасно оснащена различными приборами и установками. Неправильным были бы попытки разобраться в назначении всего этого разнообразия технических устройств самостоятельно, да и скучно просто смотреть на бездействующие механизмы и приборы.
Без квалифицированного комментария все выставленное на полках производит впечатление не слишком упорядоченного набора всякой всячины., однако каждый прибор можно использовать для конкретного опыта. Только посетив занятия в лаборатории занимательных опытов, можно понять, какое оборудование и как используется для проведения опытов и демонстрации явлений.
Устройство для генерации электрических разрядов запомнилось многим из школьного курса физики и своей наглядностью, и связанными с ним анекдотами. Между тем только принятие достаточных мер безопасности делают электрофорную машину безопасной для самих экспериментаторов и зрителей, наблюдающих за опытами.
История науки навечно сохранит память о гибели при исследовании электрических разрядов соратника Ломоносова – физика Георга Рихмана, погибшего от искусственно вызванной молнии. Безусловно, демонстрации в лаборатории занимательных опытов проводятся на абсолютно безопасных установках.
Оригинальным ходом организаторов лаборатории занимательных опытов явилось размещение за спиной лектора, почти под потолком помещения восковой статуи Эйнштейна с его характерной внешностью, то ли внимательно слушающего, то ли задумавшегося.
Опыт с электрической лампочкой, которая не разрушается при нанесении нагрузки на ее колбу, кажется со стороны безрассудным и даже опасным. Настолько ли прочно это изделие, возникают определенные сомнения. Во время проведения опыта предлагается встать на лампочку и она не разбивается от этого. Для наглядности, что лампочка настоящая, она загорается в момент когда на нее наступают, что придает этому эксперименту интригующий оттенок.
Обоснованно ли недоверие к экспериментаторам лаборатории занимательных опытов – узнаете при посещении этого раздела планетария. Из соображений осторожности выполнять подобные эксперименты самостоятельно явно не стоит.
Экскурсоводы лаборатории занимательных опытов интересно и совсем не по-школьному объясняют многие процессы и явления, проводя для убедительности демонстрации.
На экране проектора включен футбол не случайно. После рассказа про вращения ведущий показывает как можно направить мяч по дуге и с углового забить гол. Выглядит эффектно.
Опыты, которые показываются в лаборатории простые и интересные. Даже те, кто относится к физике равнодушно будут вовлечены в происходящее. Незнающим природу процессов некоторые опыты могут показаться магией.
В ходе экскурсии процесс образования планет Солнечной системы и ее строение объясняется с увлечением и доступным языком, поэтому в успешном усвоении материала можно не сомневаться.
Другое дело, что все процессы образования Вселенной и ее развития, как и появления ее составных частей, нельзя считать полностью понятными и объясненными. В этом и состоит задача приобщающих к знаниям, чтобы развить стремление не только усваивать излагаемые истины, но и привить способность постигать неведомые ранее процессы и закономерности.
Еще одна экспозиция лаборатории занимательных опытов иллюстрирует прикладное применение научных истин в создании различных устройств коммуникации, связи и звуковоспроизведения. Уходящие под потолок помещения стеллажи заполнены такими устройствами прошлых лет, многие из которых современной молодежи незнакомы совсем.
Конечно, предназначение телевизоров они поймут при любом размере экрана, хотя малюткам сильно удивятся. А вот некоторые магнитофоны и проигрыватели уже настолько редки, что назначение приборов назовут не все посетители. Размеры радиоприемников приведут молодежь в замешательство, ведь сейчас эти устройства несравненно миниатюрнее.
Аналогичная история с телефонными аппаратами, но совсем с иными подробностями. Никто не ошибется в назначении этого прибора, каким бы он не был – дисковым или клавишным, сенсорным или еще неизвестно каким в будущем.
Однако предыдущим поколениям уже трудновато привыкать к новым возможностям бывшего средства только связи – сейчас это фото- и видеокамера, радиоприемник и много чего еще в одном корпусе.
Такова неодолимая тенденция человечества – посредством новых знаний создавать иные вещи и возможности, а это невозможно без постижения фундаментальных наук. В меру сил этому способствует лаборатория занимательных опытов Петербургского планетария.
При выполнении обзора ставилась задача объективного освещения лаборатории занимательных опытов. Покажется ли статья объективной после ее посещения – неизвестно, а хотелось бы каким-то образом это узнать. Форум нашего сайта такую возможность предоставляет, приглашаем воспользоваться.
Интересный отдел планетария, молодцы. Только смущает оформление, в «Экспериментусе» все гораздо нагляднее и интереснее не только для детей, но и взрослых.
Да, в таких интерактивный музеях детям всегда интересно, и это распространеная в мире практика. Мне довелось побывать в детском научном центре Инспирия в Норвегии, провинция Эстфолд. Их профиль — представить как можно более занамательно естественные науки для детей всех возрастов. Тут и различные экскурсии, и научные шоу, и невероятные выставки. И все дети могут попробовать, завести, подключить, покрутить. В общем, они там вовлечены по полной, даже силой не увести. Таких центров и музеев надо побольше, чтобы изучение наук перестало быть сухим академичным процессом, а было живым, наглядным, творческим, привязаным к практике.