Запрос от ФАС был направлен российским перевозчикам. Последние должны предоставить пакет документов, которые регламентируют взаимоотношения между партнерскими глобальными системами бронирования и авиакомпаниями. Кроме этого, перевозчики должны предоставить информацию о системе управления доходами.
Эксперты считают, что данная мера является частью правительственных инициатив, направленных на уменьшение стоимости авиаперевозки. Аналитики со своей стороны уверены, что ведомство решило зайти «не с той стороны». Дело не в том, что нужно устроить надзорно-карательные меры для перевозчиков. Последние должны получать большую государственную поддержку. Можно было бы проявить инициативу и помочь авиакомпаниям построить собственный авиапарк из самолетов отечественного производства.
Запрос был сформирован и отправлен в большинство авиакомпаний еще в начале месяца. Некоторые уже даже успели сообщить о его получении в СМИ. По словам представителей «Аэрофлота», ведомство требует предоставить договор между перевозчиком и контрагентом, который свидетельствует о предоставлении системы продаж и бронирования со всеми дополнениями и изменениями. Проще говоря, нужно предоставить документы, которые регламентируют работу систем бронирования. Кроме этого, нужно еще предоставить информацию о программах управления ресурсами пассажирских самолетов, которые применяет перевозчик, и системе управления доходностью. ФАС решила проверить все сферы, в том числе и сервера, хранящие данные о продажах и бронировании вместе с информацией о владельцах.
Наблюдатели считают, что желание навести порядок у ведомства появилось из-за поручения вице-премьера А. Дворковича. Соответствующее решение было принято чиновником после того, как прошло совещание о развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, в котором принимал участие и В. Путин. Стоит отметить, «АвиаПорт» предоставил информацию о том, как Артемьев чуть ли не открыто заявил о зависимости стоимости перевозки от иностранных систем бронирования. Он уточнил, что все российские авиакомпании импортировали из Европы и США специальные компьютерные системы динамического ценообразования. Особенностью данных систем является то, что они автоматически меняют стоимость билетов: увеличивается спрос, соответственно и цена растет. По словам чиновника, данные действия можно назвать «карательным сговором всех перевозчиков мира».
Что касается глав компаний — дистрибутивных систем, ими отрицается подобная возможность. Пресс-служба Amadeus сообщает, что система не может самостоятельно работать, а только агрегировать тарифы, которые вводят сами же перевозчики. Эта информация в неизменном виде попадает в туристические компании, которые работают с данной системой. В то же время, автоматически принимать решение о том, какой нужно установить уровень цен в конкретной ситуации, Amadeus не может. Аналогичного мнения и представители отечественной системы бронирования «Сирена-трэвел». Формирование стоимости перевозки — дело авиакомпании, а система просто предлагает математический аппарат для ее регулирования.
Глава компании «VIP-servise» считает, что у перевозчиков получиться предоставить правильную информацию, в том числе и насчет ценообразования. Д. Горин также напоминает, что задачей глобальных систем бронирования является только повторении тех данных, которые продиктовала авиакомпания. Каждая авиакомпания имеет собственные программы, работающие, в том числе и с системами бронирования. Такие программы помогают получить информацию о ценовой политике конкурентов, сопоставляют полученную информацию с аналогичным периодом прошлого года, динамикой продаж и т.д. Эксперт напомнил, что каждый перевозчик ведет продажи по динамическим тарифам. До этого времени все попытки ведомства заставить авиакомпании сократить стоимость перевозки на 25% на определенное время до вылета, как правило, терпели крах.
Нужно также понимать, что стоимость авиаперевозки и так была сокращена российскими перевозчиками. Подтолкнули к таким действиям никак не рекомендации ФАС, а большая конкуренция, нехватка пассажиров и другие факторы. Стоимость авиаперевозки состоит из большого комплекса расходов. Любые изменения должны быть чем-то аргументированы. Даже при большом желании каждые изменения происходят с большим трудом. Потребитель может рассчитывать на удешевление перевозки в том случае, если будут активно распространяться безбагажные и безвозвратные билеты, а также государственное субсидирование.
Ценообразование зависит от загрузки бортов и спроса. Также есть веский аргумент — фактически понесенные расходы, от которых много чего зависит. Можно работать над снижением такой существенной части, как расходы на лизинг. К примеру можно привести перевозчика «Азимут», который использует для выполнения рейсов только российские самолеты. И даже если у компании имеется лизинг, то он заключается в других критериях и основан на выплатах в национальной валюте, а не в долларах.