Исход высоко летнего сезона принес проблемы не только российским перевозчикам в лице «ВИМ-Авиа». Одна из самых старых британских авиакомпаний «Monarch Airlines» , которая являлась пятой по объемам перевозки в стране, объявила об экономических трудностях и прекращении перевозки.
Стоит отметить, что у данной авиакомпании есть общее с «ВИМ-Авиа» — обе специализировались на чартерных перевозках туристов на средиземноморские курорты. Не секрет, что туристический и авиационный рынок Британии регулируется несколько иначе. Туристы, которые купили билеты у «Monarch Airlines» почти не ощутили на себе проблем перевозчика. Транспортировка была оперативно перенаправлена и всех вовремя доставили в пункты назначения.
Согласно информации ВВС, сведения о приостановке полетов поступили вчера утром, 2 октября. Вместе с тем были прекращены продажи билетов перевозчиком, а все существующие бронирования с вылетами в ближайшее время сразу аннулировались. Директор авиакомпании Э. Свалфилд в своем интервью относительно случившегося сказал, что проблемы возникли на фоне нескольких нюансов. Финансовый крах обусловлен терактами в Египте и Тунисе. Множеству туристов пришлось менять свои планы, а перевозчику терять деньги. Также не прошли бесследно и попытки государственного переворота в Турции. Снижение туристического потока повлекло за собой финансовые трудности, а потом и банкротство. Главное — все открыто говорят о проблеме, никто не скрывается.
На момент объявления о банкротстве за границей было примерно 110 тысяч туристов, купивших билеты у «Monarch Airlines» . Можно сказать, что проблема застрявших туристов оказалась сопоставима у двоих перевозчиков, прекративших деятельность. На этом совпадения заканчиваются, так как дальнейшие действия самого перевозчика «Monarch Airlines» и властей значительно отличаются.
Начнем с перевозчика. О том, что появились финансовые трудности «Monarch Airlines» объявили сразу, как только сами поняли о неизбежном крахе. Руководство авиакомпании обратилось в Управление гражданской авиации Великобритании и только потом сделало еще одну попытку найти компромисс с кредиторами. Крайним сроком для решения возникших трудностей оказался вечер воскресенья. Получить финансирование от кредиторов у перевозчика не вышло, потому в понедельник утром было объявлено о приостановке деятельности.
Что сделали руководители профильных ведомств? Они изначально получили поручение Транспортного секретаря, который является аналогом российского министра транспорта, ССА зафрахтовать борта для перевозки пассажиров. Уже во вторник, 2 октября, судна были направлены за отдыхающими. Есть один еще момент: все пассажиры возвращаются домой, как говорится, согласно купленным билетам, то есть путевкам. Никому не пришлось сокращать дни долгожданного отпуска в связи с банкротством перевозчика.
Что касается тех, кто только собирался отравиться в отпуск, купив билеты у пятого по величине перевозчика Великобритании, им предлагают компенсацию 100% стоимости. Никаких фактически понесенных расходов взимать не будут. Чтобы находить выход во время подобного рода проблем в Британии ввели систему «Air Travel Organiser’s Licence», управлением которой занимается САА. Эта система призвана защищать туристов и гарантировать им возврат средств. Также сюда обращаются, когда есть вероятность остаться «брошенным» из-за банкротства перевозчика или поставщика туристической услуги. Когда возникают непредвиденные обстоятельства, туристы вообще ничего не должны ощущать. Это ведь проблемы не их компетенции и возникают не по их вине. Резервный фонд выделяет финансирование, которое направляют на проживание в тех отелях, с которыми был заключен договор. Никто не меняет сроков поездки — турист вылетает именно тогда, когда запланировал.
Пример с банкротством британского перевозчика показывает, что российские туристы, к сожалению, не могут быть настолько защищенными. Если вспомнить ту же «ВИМ-Авиа», вывод появляется сам по себе. Ни Росавиация, ни Минтранс, ни Ростуризм не понимали толком, что нужно делать. Более того, информация о проблемах с финансами перевозчика до последнего не распространялась. Если говорить конкретно, то пока президент лично не вмешался в ситуацию, она развивалась не самым радужным образом. Фактически, решали все в ручном режиме.
Чтобы туристы, которые должны были вернуться на крыльях «ВИМ-Авиа» таки попали домой, подключили Специальный летный отряд «Россия», который занимается перевозкой первых должностных лиц. Кроме этого, в воздух подняли судна многих других перевозчиков, в том числе и компании-банкрота. Сейчас банкротство перевозчика подводит под монастырь и туроператоров, против которых в конечном итоге административные дела возбуждаются.
Как вы думаете, действительно ли ситуация с проблемным перевозчиком в Британии решилась так легко? Могло бы так быть и с пассажирами «ВИМ-Авиа»?