Небольшое частное собрание бытовых вещей – Музей 60 годов находится в трёх комнатах помещения, расположенного на первом этаже рядовой московской пятиэтажки. Посетить музей и увидеть незатейливые на первый взгляд экспонаты будет любопытно многим. Прожившие эти времена как собственное прошлое вспомнят атмосферу эпохи, более молодые получат представление об антураже жизни предшествующих поколений.
Как комментарий к предстоящему посещению музея 60 годов уместно напомнить, что это были за времена. Прочтение обзора не потребует много времени, но подготовит к осмотру неизвестных, либо хорошо забытых предметов.
Международная обстановка и ситуация в стране
Период оттепели в отношениях СССР и капиталистического окружения вместил множество разнонаправленных событий. Прежде всего это развенчание сталинского наследия; однако созданный вождем народов виртуальный железный занавес именно в это время получил материальное воплощение – берлинскую стену. Острота противостояния двух систем усугубилась несдержанностью Хрущева (угрозы «Кузькиной матерью» в ассамблее ООН). Пилота Пауэрса со сбитого над Уралом разведывательного самолета Соединенных Штатов обменяли на разведчика Абеля, узнавшего секрет ядерной бомбы.
Искусственные спутники Земли были запущены до начала рассматриваемого периода, и спутник СССР был первым. С разницей менее месяца в 1961 году космическое пространство посетили советский космонавт Юрий Гагарин и американец Алан Шепард, корабль которого вышел в космос, но не набрал орбитальной скорости; сделал это в 1962 году его соотечественник Джон Гленн. Через три года наш Алексей Леонов впервые вышел из космического корабля в безвоздушное пространство. Американский астронавт Нейл Армстронг в 1969 году первым высадился на лунную поверхность, как утверждают американцы.
Осенью 1962 года мир подошел к самой грани ядерной войны – разразился Карибский кризис из-за размещения наших ракет на Кубе. Планету спасло здравомыслие тогдашних лидеров Хрущева и Кеннеди; оружие СССР было вывезено с острова, американцы убрали свое из Турции. Меньше чем через год ведущие ядерные державы (тогда это были США, СССР и Великобритания) заключили Договор о запрете испытаний ядерного оружия; это была первая ограничительная мера против распространения страшного средства уничтожения всего живого.
Внутри страны разоблачение и осуждение сталинских репрессий породило надежды на безопасное будущее; Хрущев активно поддерживал эту иллюзию. Всерьез была гарантирована жизнь при коммунизме нынешнему поколению советского населения! Напряженность в обществе была снижена, смягчены идеологические догмы. Инакомыслие уже не преследовали в той степени, как при Сталине. Однако жизнь народа не улучшалась; усилия и средства часто расходовались бездумно и необоснованно – примером стала пресловутая кукуруза.
Стиль правления Хрущева вызвал аппаратное недовольство; теневой идеолог партии Суслов организовал отстранение лидера от власти. Пленум ЦК КПСС провели во время отдыха Хрущева в Пицунде, генсеком стал Брежнев. Постепенно произошел переход к эпохе застоя; высокие цены на нефть позволяли стране сносно существовать, но без развития. Сам Никита Сергеевич доживал на даче, огородничал и диктовал мемуары. Даже в кремлевской стене его не похоронили; надгробье выполнил Эрнст Неизвестный – гениальный скульптор, которого Хрущев не жаловал.
Видные люди эпохи
Шестидесятники, как назвали позднее выдающихся людей того времени, были воодушевлены идеологической оттепелью. Представлены они были в основном интеллигенцией – как творческой, так и технической. Дозволение публичного выражения собственного мнения привело к всплеску активности прежде всего поэтов; знаменитые чтения в Политехническом музее привлекали много зрителей. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский будоражили умы. Не был признан в своей стране будущий нобелевский лауреат Бродский.
Возникла авторская песня – исполнение своих стихов под музыку, в основном гитарную; открыл жанр Булат Окуджава. Известны многие барды, подмечающие в песнях недостатки системы: Галич и Высоцкий, Ким и Визбор. Только за рубежом полностью реализовали свои таланты Неизвестный и Михаил Шемякин, многогранный мастер скульптуры, живописи и театральных декораций. Не в СССР состоялся замечательные писатели Довлатов, Войнович и другие.
В стране благодаря своему авторитету печатать спорные произведения продолжал Твардовский, редактировавший журнал Новый мир. Военная проза Бакланова и Бондарева дополнилась публикацией повести Солженицына о реалиях сталинских лагерей. На сценах театров страны, а затем за рубежом реализовывали свои спектакли Марк Захаров и Юрий Любимов. Появлялись талантливые кинофильмы, чаще комедии – цензура к ним относилась менее придирчиво; создавали их Данелия и Рязанов, Гайдай и Хуциев.
Среди этих бесспорно талантливых людей возвышают две титанические фигуры подлинных гениев; это Солженицын и Сахаров. Александр Исаевич Солженицын прошел войну офицером, имел боевые награды. За признанные антисоветскими мысли в черновиках книг и письмах осужден на 8 лет лагерей; многие произведения затем посвятил разоблачению сталинского произвола. Нобелевский лауреат 1970 года за роман Архипелаг ГУЛАГ был выслан из СССР и возвратился лишь в 1994 уже в новую Россию, где плодотворно работал до кончины в 2008 году.
Андрей Дмитриевич Сахаров – без преувеличения великий ученый, физик-теоретик, академик; создал нашу водородную бомбу. С конца 50-х годов выступал против ядерных испытаний, затем критиковал ввод войск в Афганистан. Публиковал истинно философские произведения, в том числе за границей. Власти лишили Сахарова всех наград и титулов, отстранили от любимой работы. Провел 6 лет в ссылке в Горьком; в 1975 году получил премию мира Нобелевского комитета. Активно выступал за гуманизм, международные связи и реформы в России.
Вещи как свидетели времени
Музей 60 годов не представляет экспозиций о перечисленных и других замечательных людях этого времени. Исключениями являются выпуск газеты Известия с портретом Гагарина и информацией о полете, да подборка материалов об известных кинорежиссерах тех лет. Здесь демонстрируются вещи, которыми пользовались простые люди в повседневной жизни, и они разительно отличаются от современных.
Сразу на входе – один из символов эпохи, вымпел коллектива коммунистического труда. Здесь же рулевое колесо автомобиля, предмета роскоши для советских людей.
Значительное внимание в экспозиции уделено фототехнике и материалам для фотографии. Камеры различных марок представлены на полках наряду с упаковками фотопленок и другими аксессуарами. Нынешняя молодежь едва ли поймет описание тогдашнего процесса получения фотографических снимков. Разведение реактивов для проявки и закрепления изображений, проявка пленки и ее сушка только начинали процесс.
Печать на увеличителе проводилась в темноте, при красном свете специального фонаря, иначе снимки засвечивались и исчезали. Огромная разница с нынешней технологией цифровой фотографии, гораздо более легкой и доступной.
Такой же огромный разрыв посетители видят в технологиях печати на писчей бумаге; представлены несколько моделей пишущих машинок разных лет, отечественных и зарубежных. Привыкшие к принтерам современники не сразу понимают назначение и принцип действия этих механизмов. Столь же велика разница в методах воспроизведения звукозаписей, а также в используемых носителях.
Радиоприемники, совмещенные с проигрывателями виниловых грампластинок (радиолы) представлены различными модификациями; выставлены и пластинки.
Более узнаваемы предметы, внешний вид которых позволяет легко догадаться о их назначении. Это швейные машинки разной конструкции, старой формы телефонный аппарат и телевизор (гораздо массивнее современных панелей).
Киносъемке также посвящено несколько экспонатов. Любительская кинокамера и портативный проектор фильмов, бобины с рулонами пленки не похожи на нынешние средства съемок – ведь мы сейчас чем только не снимаем, а просматриваем на экранах компьютеров, смартфонов или телевизоров.
Вещи повседневного обихода ушедшего времени не только доступны для осмотра; их можно подержать, повертеть в руках.
Предлагается прокат интересующих предметов для прикольных съемок или другого использования; музей 60 годов не откажется принять ненужные владельцам раритеты – их увидят посетители этого своеобразного хранилища.