Территория автозавода имени Ленинского Комсомола, где собирали популярные малолитражные авто, разместила музей Московский транспорт. Объединенная экспозиция включила заводское собрание Москвичей, коллекцию ретро-автомобилей и собственные экспонаты Мосгортранса, официальным филиалом которого стало новое хранилище.
Пять просторных корпусов, из которых не полностью убрали оборудование вентиляции, оказались востребованными, только как площади для демонстрации экспонатов. Вопреки названию, музей Московский транспорт демонстрирует и множество экспонатов более широкого ассортимента. Много иностранных легковых авто, нечасто встречающихся в коллекциях. Полную линейку Москвичей, в том числе единственные пробные машины, музей Московский транспорт получил в наследство от обанкротившегося завода.
Музей Московский транспорт демонстрирует редкости
Токарный станок и обслуживающий его работник возле красочных диковин сразу вызывает некоторую настороженность. Слишком уж картинно живописны представленные машинки, а механизм для обработки металла наводит на мысль о самоделках. Так и оказалось, двухцветная повозка сделана для сьемки мультфильмов.
Эффектный красный раритет снабжен подозрительным логотипом с русской буквой Ф, которой не маркирован ни один автомобиль в мире. Машинка специально создана для кинопроизводства, играя роль штучного изделия в исторических кинолентах либо комедиях. Гудок от ручной груши водителя, выведенный к рупору из змеиной головы, выглядит перебором.
Очень интересный и редкий экспонат – один из первых электромобилей, выпускавшийся с 1902 по 1904 год в США фирмой Бейкер Электрик. С трудом верится, но использовать электричество в авто начали практически одновременно с двигателем внутреннего сгорания! Продано около 600 изделий, разгоняющихся до 23 км/час. Покупали их короли и шахи, сам Эдисон имел такую же.
Главный минус электромобилей – низкий запас хода, необходимость в тяжелых и габаритных аккумуляторах. Их экологичность одностороння, забывают о выбросах электростанций. Бензиновые авто уже к 1912 году имели скорость 75 км/час, как представленная рядом с электроколяской модель Бенц 8/20 Спорт, созданная еще до сотрудничества с Даймлером.
Карл Бенц и Готлиб Даймлер, создатели первых автомобилей, объединили свои фирмы в 1926 году. Названная в честь Девы Марии Милостивой (по-французски Mersedes) имела множество модификаций, выпускается до наших дней. Просторные ангары, где разместил экспонаты музей Московский транспорт, представляют множество фирм от истоков автомобилестроения.
Вдоль стен с эмблемами компаний выстроились машины разных лет и производителей. Здесь и первопроходец конвейерной сборки Олдсмобиль из США, и его гениальный последователь Форд. Перечислять все не имеет смысла, многие будут поименованы в ходе обзора. Остальные будут прочитаны нашими читателями при личном походе в музей Московский транспорт.
Еще несколько раритетов
На первом плане очередного фото выставлена самоделка умельцев из Зеленогорска, 1991 года создания. Машинка работала от аккумуляторных батарей, заряжаемых от солнечного света. Это оригинальное авто даже участвовало в гонках с зарубежными аналогами, но промышленного использования не получило – ему были присущи все недостатки электромобилей.
Позади голубой самоделки – серийная немецкая машина послевоенного производства с дверями впереди и сзади. Издержкой такой необычной компоновки было расположение топливного бака внутри салона, что было явно неблагоприятно для микроклимата. Выпускалась модель Цюндапп Янус в 1957-58 годах, продано около 7 тысяч экземпляров.
Подобную компоновку имеет еще один экспонат миниатюрного класса, производимый немецкой фирмой холодильников. Визуально заметно сходство с бытовым агрегатом, салон будто состыкован с дверцей холодильника. Перепрофилирование оказалось исключительно успешным, концерн БМВ стал одним из самых успешных производителей авто.
Стоящая рядом с первенцем БМВ машина – произведение флагмана немецкого авиастроения, фирмы Мессершмитт. Именно ею производились самолеты для гитлеровских ВВС (Люфтваффе), после поражения Германии производить самолеты Мессершмитту запретили. Фирма быстро перестроилась на выпуск мини-авто, взяв за основу кабину истребителя. Позднее вернулась в авиацию, войдя в состав евроконцерна Эйрбас.
Велосипеды и болиды
Велосипеды в Советском Союзе были очень популярны и востребованы, их выпуском занимались многие предприятия разных профилей. Музей Московский транспорт выставил множество разных машин этого типа. Велосипеды делали с рамами разных конструкций, рули и сиденья имели регулировку по высоте довольно широкого диапазона.
Большинство оборудовано ножным тормозом, работавшим при обратном движении педалей. Колеса непременно снабжались крыльями, на многих устанавливали багажники с пружинными прижимами. Чертеж велосипеда есть в бумагах Леонардо да Винчи, первый рабочий экземпляр собрал умелец Артамонов из уральского Верхотурья.
В России гонки на автомобилях проводились с момента их появления. С 1960 года в СССР были автогонки, близкие по устройству трасс, правилам и машинам к Формуле 1. Автозаводы ГАЗ и АЗЛК, а также самодеятельные мастера конструировали болиды на основе серийных двигателей, путем их форсирования. Отечественные гоночные моторы не разрабатывались из-за дороговизны.
Музей Московский транспорт сохранил образцы болидов, изготовленные на базе Москвичей 408 и 412, имевшие маркировку Москвич Г5. Были также аналогичные с двигателями от Волг 21-й и 24-й моделей. Гонки проводились в Ленинграде и Таллине, тбилисская трасса использовалась в 1967 году и сопровождалась трагедией с гибелью 5 зрителей. Позднее трассы оборудовали в Минске, Риге и Киеве, а в 1976 году пародию на Ф-1 отменили.
Советские и российские спорткары
Попытку создания спортивной машины для универсального использования предпринял Николай Фоменко, выпустив в 2008 году Марусю. Однако это был не первый опыт, еще в начале 1980-х годов инженер Кулыгин в Ухте собрал самодельное спорт-купе Панголина, которая на фото стоит за Марусей. Абсолютно единственный экземпляр машины представляет музей Московский транспорт.
Талант умельца был оценен, Кулыгина пригласил АЗЛК, но его перспективные работы остались на бумаге. Карьеру в США прервала смерть в аварии. Иная судьба у создателя Маруси, успешного спортсмена и многостороннего шоумена. Стремительные очертания его машины напоминают полноценный гоночный болид, возможна трансформация кузова в седан или кроссовер. Непомерно дорогой получилась машина по себестоимости производства и отпускной цене, превышающей в рублях 5 миллионов.
Демонстрируемая версия 2002 года имела скорость до 240км/час. Реализовано было менее 15 экземпляров до банкротства производителя Маруся Моторс в 2014 году. В это же время закрылся громкий проект Ё-мобиля миллиардера Михаила Прохорова, затеянный ради популярности при выдвижении в президенты России. На образце даже прокатился в бытность премьером Владимир Путин, но в серию машина не пошла.
Продолжение экспозиции
Итальянская фирма Лянча названа по фамилии известного автогонщика, основавшего ее в 1906 году. Через 60 лет предприятие вошло в корпорацию Фиат, продолжая выпускать авто собственной разработки. Представленный автомобиль Лянча Фульвия Ралли выпускался последователями Винченцо Лянча в 1963-76 годах под прежним брендом в память гоночного прошлого основателя.
Рядом с Фульвией выставлена одна из моделей Мазерати, далее стоит раллийный Москвич 412Р. Для многодневных соревнований в сложнейших природных условиях машину только слегка модернизировали. Усиление кузова, защита картера и дополнительный бак увеличили вес на полтонны, но Москвичи преодолевали популярные марафонские трассы без сходов, уступая только более мощным моделям.
Белый обтекаемой формы автомобиль – Форд Таурус Наскар, версия популярной модели для соревнований в США. Проводила ралли ассоциация NASCAR, сначала для серийных машин, затем для усиливаемых в целях безопасности. Для недопущения преимущества новых технических решений изменения конструкции машин строго регламентировались.
Ассоциация диктовала производителям условия постоянства конструкции на уровне 80-х годов прошлого века. Практически неизменными были конструкция и мощность двигателя, колесная база и коробка переключения передач. Демонстрируемый Форд выпущен в 1996 году, причем с завода он отгружался без основного каркаса и обшивки, их готовили и монтировали сами команды автогонщиков.
Нереализованные проекты АЗЛК
Следующей экспозицией музей Московский транспорт демонстрирует оставшиеся без реализации перспективные разработки АЗЛК. В центре привлекательный минивэн темно-вишневого цвета, вмещающий 8 человек, условно именуемый Москвичом 3773. Разработан был с передним и полным приводом, вполне способен был занять нишу семейных машин или служить маршрутным такси. Однако ограничились тремя опытными образцами.
Похожая судьба у красного седана 2143 Яуза – тоже 3 пробных, белый 2144 Истра выпущен вообще единственным. Морковного цвета джип едва ли уступил бы ВАЗовской Ниве при испытаниях, но централизованное планирование выбрало продукт нового автогиганта. Не приняли во внимание ни меньшую потребность в металле, ни преимущества рамной конструкции над несущим кузовом на пересеченной местности.
Зарубежное разнообразие
Популярный в Америке автомобиль Шевроле Камаро выпускался с несколькими модификациями с 1963 по 2002 год, для здешнего автопрома – целую вечность. Он был равным конкурентом Форда Мустанга, достаточно скоростным (200 км/час) и комфортабельным. Представленная на фото модификация выпускалась до 1981 года. Далее конструкторы работали над экономией топлива и снижением выбросов.
Дальше выставлен Додж Чаджер третьего поколения, кричащим внешним отличием которого была вынесенная вверх, выступающая выше капота решетка радиатора. За машиной закрепилось прозвище Электробритва, вполне объяснимое при осмотре. Мотор повышенной мощности обеспечивал разгон до 250 км/час, однако из-за ужесточения требований по выбросам далее приходилось снижать мощность.
Две машины слева в следующей шеренге – вариации модели Альфа Ромео Джульетта, выпускаемые в 60-х годах прошлого века. Фирма сочетала выпуск авто класса премиум и спортивных гоночных машин для всех соревнований, от ралли до Формулы-1. Командой участвовала во всех чемпионатах, от нее же отпочковалась Феррари.
Кабриолет английской фирмы Морган – точная копия машины первой половины прошлого века, тогда считавшейся гоночной. Предприятие с более чем вековой историей пережило все кризисы и войны благодаря удачно найденному сегменту авторынка. Морган до сих пор производит точные копии старых авто с применением ручного труда и изысканных материалов, стоимость таких машин превосходит все современные марки.
В следующем ряду преимущественно белых автомобилей голубыми бортами и сильно удлиненным капотом выделяется Шевроле Корвет, рядом еще несколько машин такой же спортивной внешности. Авто выпускались концерном Дженерал Моторс под брендом Шевроле, однако эмблемы на них разные.
Отличающиеся от современных фирменные знаки в основном обыгрывают одну и ту же тему. Разной степени стилизации, они являются вариациями галстука-бабочки, в конце концов пришедшие к современному варианту. Он знаком нашим автомобилистам не только по иномаркам – эта эмблема украшает совместную Шевроле Ниву.
Иномарки и отечественные машины
Следующий ангар бывшего автозавода окрашен в цвет охры, торцевая стена декорирована крупными фотографиями достопримечательностей Москвы. На асфальтированных участках нанесена дорожная разметка, но чисто для иллюстрации, установленная в пределах якобы проезжей части скамейка это подтверждает.
Развешенные под потолком помещения цветные флажки отвлекают посетителей от остатков производственного оборудования, эта же функция у громадных фото. Автомобили вдоль стен и в центральной части достаточно многочисленны. Рассматривать отдельные машины в помещении такого объема нужно с более близкого расстояния.
Продажи выставленного здесь Шевроле Импаза велись под лозунгом доступности роскоши для каждого американца. Машину выпускали рекордно долго, с 1958 по 1996 год, реализовано было 13 миллионов экземпляров. Создатели модели не были ограничены ни экологическими требованиями, ни расходом горючего.
Более поздние времена такие ограничения выдвинули, и конструкторы успешно привели машину в соответствие с ними. Шевроле Импаза использовались как гражданскими владельцами, так и спецслужбами Америки, продавались во многие страны мира. Американские полицейские имели широкие права по подбору авто, принимали на свое оснащение модели после предварительного тестирования офицерами.
Наряду с вышеназванной, полиция США успешно использовала модель Форд Кроун Виктория, ее выпускали с 1983 по 1991 год. Музей Московский транспорт выставляет машину, реально работавшую в штате Калифорния. Приобретаемые полицией машины оснащались дополнительными опциями и обходились на треть дороже серийных, но на порядке в Штатах не экономили.
Двигатель специальной сборки обеспечивал поимку любого скрывающегося, 200 км/час для этого Форда не было пределом. На этой машине впервые применили световую балку на крыше, поисковую фару, приспособление для стрельбы в движении. Надпись Шериф на темной полосе и шерифская звезда, при нужде – световая и звуковая сигнализации давали машине право проезда вне правил.
А что у нас?
Милиция в СССР не имела привилегий, предоставленных правоохранителям США, машинами снабжалась по разнарядке, утверждаемой верхушкой КПСС соответствующего уровня. Первыми меняли авто партийные руководители, милиция получала средства передвижения после них. Какие-либо опции полагались только высоким чинам, рядовые сотрудники работали на серийных машинах.
На нашей фотографии – Москвич ижевского производства, рядом милицейский мотоцикл, тоже из Ижевска. В отличии от московского АЗЛК, находившийся под опекой оборонного предприятия Иж-Авто пережил развал СССР менее болезненно, в итоге оказавшись в компании с ВАЗом. Мотоциклетный завод стал многопрофильным предприятием Аксион, основной продукцией стала медицинская техника для скорой помощи и перинатальных клиник.
Продолжает правоохранительную тематику следующее фото, показывающее в милицейской окраске и оснащении продукцию Горьковского автозавода. Надежные и добротные Волги моделей ГАГ-21 и ГАЗ-24 служили милиции долгие годы, нередко их продавали по мере старения в частные руки. Технические достоинства и простота устройства позволяют видеть эти машины и в современной России.
Серийные машины для службы в милиции оборудовались проблесковыми маячками (мигалками) для подачи сигналов прочим участникам движения. Правила для водителей предусматривают пропуск машин милиции (теперь – полиции) при следовании по служебной надобности. Предусматривались также средства громкого оповещения, нужные для подачи команд преследуемым авто.
Общественный транспорт
Основное количество машин для групповой перевозки пассажиров музей Московский транспорт разместил на прилегающей территории. Есть они и в ангарах, например – два стоящие по соседству автобуса. Капотную машину сначала выпускал Горьковский завод, марка была ГАЗ-651. Затем производство перенесли на предприятие в Павлово-на-Оке, стала ПАЗ-651. Отличалась машина деревянным каркасом, простотой устройства и пригодностью к ремонтам.
Надежность и комфортность для пассажиров были невысокими, но предыдущие качества обеспечили долгую эксплуатацию. Следующая, уже без капота, модель ПАЗ-672 была гораздо совершеннее и комфортнее, как для пассажиров, так и для водителя. К концу второго десятилетия текущего века эти автобусы еще встречаются на трассах и в населенных пунктах.
Как и многие транспортные средства, первые автобусы СССР ставились на шасси грузовика ГАЗ-51. Одним из специфических модификаций деревянного автобуса была Рица, собирали этот автобус для туристов в Сочи. Съемный тент позволял с ветерком возить отдыхающих в курортных местностях Кавказа и Крыма.
Знаменитый грузовик ГАЗ-51 также имел модификации для разных надобностей. Музей Московский транспорт представляет фургон для перевозок работников в северных местностях, позже такие машины нарекли вахтовками. Рядом – армейский грузовик ГАЗ-66 безкапотного исполнения, он открывает следующую рубрику обзора.
Армейские автомобили
Описываемый в нашем обзоре музей Московский транспорт не столь милитаризован, как музей техники Вадима Задорожного, описанный ранее. Здесь не только отсутствуют танки, нет даже пулеметов на имеющихся командирских автомобилях. Тем не менее есть заслуживающие внимания образцы техники, вполне применимые и в гражданской жизни.
Не гадая о производителе, скажите, как вам нравится средняя машина с белыми цифрами на переднем бампере? Вполне способна тащить прицеп сзади, даже запасное колесо перенесено на водительскую дверь, а впереди – мощная лебедка, способная на многое. Высокие и широкие колеса явно повышенной проходимости. Хороший вездеход для промышленных целей в труднодоступной местности.
На следующей фотографии как будто специально рядом стоят две командирские машины, американская и советская. У первой полуоткрытая конструкция, удобная в боевых условиях или в разведке, но рассчитанная на теплый климат. Советский внедорожник разукрашен для парада, на борту знак Гвардии и эмблема ВДВ, уже послевоенная.
Производил такие машины (а это УАЗ-469) ульяновский завод, спешно запущенный в 1941году с эвакуированным оборудованием завода имени Сталина. Позади нее светлый приземистый ЛуАЗ-969 Волынь, гражданский вариант вездехода ЛуАЗ-967 Луцкого завода. Военный вариант не имел тента, даже водитель сидел под открытым небом, зато был плавающим.
Советский представительский класс
До революции автомобили имели только представители правящей династии, их приближенные и богатейшие представители буржуазии. После переворота привилегия перешла к большевистским вождям. Восстановленная промышленность для вождей и высшей номенклатуры производила особые машины, недоступные никому, кроме членов партийных органов высшего звена. Отсюда и кличка членовоз, придуманная простыми людьми.
Представленные шеренгой авто высшего начальства производились последовательно, начиная с 30-х годов прошлого века. ЗИСы, ЗИМы и ЗИЛы отражали не только Сталина, но и Молотова – председателя Совнаркома, и директора ведущего завода Лихачева (уже после кончины Сталина). Первыми стоят черный ЗИС-101 и белый ЗИС-110. Первый собирали с 1936 года до 1940-го, второй с 1946 по 1958-й. затем появились Чайки, а следом – элитные иномарки.
Массовым автомобилем в СССР с 1936 года была прозванная в народе Эмкой машина М 1, производимая на Горьковском заводе. Официально она именовалась Молотовская-первая, название завода в маркировку стали добавлять уже после прекращения выпуска. Внушительная на вид машина произведена более чем в 62 тысячах экземпляров, прерывали их производство в 1942 году до окончания войны, прекратили выпуск в 1948-м.
Прототипом для проектирования М-1 послужил один из Фордов 1934 года выпуска, документация была куплена у американцев. Совместно с инженерами США машина была значительно улучшена и адаптирована под российские дороги и климат. Фактически Эмка была внедорожником, хотя тогда такой категории не было. Музей Московский транспорт поместил рядом с М-1 серийную Волгу, и что вам больше нравится?
Москвичи благополучных времен
Находящийся на бывшей территории АЗЛК музей Московский транспорт получил в наследство полную линейку автомобилей Москвич – заводскую экспозицию и складские остатки. О нереализованных перспективных разработках уже говорилось, теперь покажем историю развития марки. Первое фото показывает различные модели, начиная с дальнего конца ряда.
Завод был запущен в конце 1930 года и собирал Форд А, специалисты этой фирмы курировали стройку и наладку оборудования. С 1933 года, будучи филиалом ГАЗа, собирал его модель ГАЗ А, с 1939 года работал самостоятельно. Получил название в честь Коммунистического Интернационала молодежи, разработал и начал выпуск машины КИМ-10. В войну выпускал продукцию для фронтовых нужд.
Первый Москвич-400 начали выпускать в 1947 году, с 1954 – Москвич-401. Модели 402 и 408 были передовыми для своего времени, активно поставлялись в социалистические и развивающиеся страны. К 1967 году завод выпустил первый миллион автомобилей, черезгод возникло постоянное наименование АЗЛК.
Двухмиллионный Москвич, уже 412-й модели, был выпущен в 1974 году, его можно видеть на снимке. К началу 80-х годов прошлого века из-за ухода ведущих разработчиков и смены руководства продукция АЗЛК стала отставать от требований времени. Модель 2141 была последней, пользующейся устойчивым спросом. Под намерения расширить модельный ряд было приобретено оборудование, оставшееся невостребованным и разворованное. Долги по кредиту из-за дефолта страны 1998 года стали первопричиной банкротства и последующей ликвидации предприятия.
Автомобили и отдых трудящихся
Немного шуточная экспозиция об использовании автомобилей для организации самодеятельного отдыха на природе содержит и историческую правду. Машины в эпоху социализма были далеко не так доступны, как сейчас, и имевшие их граждане могли позволить себе такой вольный досуг. К тому же природа еще не была перегружена отдыхающими,и ущерб от туристов был минимальный.
Нынешняя эпоха поголовной автомобилизации позволяет почти каждому индивидуально или в компании выбираться на природу. Актуальным стало требование сохранения природной среды в чистоте, чтобы не лишить удовольствия следующие поколения.
Последняя фотография обзора выполнена у абстрактной экспозиции, напоминающей об увиденном в обширной экспозиции. Здесь выставлен оригинальный микроавтобус, мотороллеры и велосипеды. Есть даже несколько детских машинок с педальным приводом, некогда очень популярные. Тут же лошадка с куклой-наездником, пробуждающая детские воспоминания у некоторых посетителей «кому за…».
Музей Московский транспорт расположен наиболее доступным образом из всех схожих экспозиций. Любой москвич и приезжий легко может туда попасть, это гораздо проще, чем ехать в другие места. Хотя на случай отпуска на черноморском побережье следует напомнить, что существует новый Сочи Автомузей в Олимпийском парке. Можете там дополнить впечатления от здешней экспозиции.
Благодарю за репортаж! Наверное, интересно посетить вместе с увлеченным человеком, который все расскажет и покажет на месте, и еще добавит от себя
Экскурсоводы должны уметь «добавлять от себя». Часто именно от увлекательно-увеселительных дополнений экскурсия становится интересной.