Краевед-любитель из пензенского областного комитета КПСС придумал новый вид выставочной деятельности. Музей одной картины вошел в мировые рейтинги принципиально аналогичных культурных учреждений. Их объединяет единственный либо сменяемые экспонаты, иногда только рассказы о раритетах. Разместили его в оригинальном особняке, бывшем жилище главного полицеймейстера города и архитектурном памятнике XIX века.
Основанный в 1983 году как филиал областной картинной галереи, Музей одной картины давно требовал ремонта. Средства собрала инициативная группа неравнодушных любителей искусства под девизом Достояние губернии. Вложений 27 организаций и почти 70 частных лиц хватило на работы, проведенные в 2018 году. Жертвователей поименно упомянули на плакате к открытию обновленного учреждения. Достойный пример отношения к объектам культуры заслуживает и искреннего уважения, и подражания.
Музей одной картины – экспозиция и сопровождение
Интересны аналоги, с которыми Музей одной картины сравнивали рейтинги похожих на него учреждений. Наиболее известен музей корабля Васа в Швеции, затонувшего в первом же выходе в плавание. Почитаемым является миланский музей Туринской плащаницы, хотя сама реликвия находится в другом месте. Американский континент представлен музеем колокола свободы, напротив звонницы, с которой объявили о принятии Декларации независимости. Пластинка из керамики с работами шести художников находится на Луне, на опоре спускаемого модуля Аполлона-12. В очень приметной компании оказался Музей одной картины.
Музей одной картины основан на идее всестороннего освещения художественного произведения. Для каждого из выставляемых экспонатов снимается фильм на столичной киностудии, который озвучивается известнейшими актерами. Примерно 45-минутный просмотр ленты предваряет рассмотрение картины. На момент посещения выставлялась работа Репина, портрет священника Попова, постоянное место которой — картинная галерея Пензы. Первый же взгляд на полотно улавливает необычность изображенной личности.
Личность героя художественного произведения
Григорий Спиридонович Попов получил полное духовное образование, был рукоположен в священники и прославился проникновенными проповедями. Имел и печатные труды, в которых ратовал за духовную сторону христианства и порицал обрядовую. Участвовал в общественной жизни, даже избирался депутатом Думы от кадетов (конституционных демократов). В итоге то ли был лишен сана, то ли сам от него отказался, оставаясь популярным публицистом. Попова ценил Максим Горький, рекомендовал Чехову, широк был круг его знакомых и почитателей.
В их числе — великий художник Репин, написавший в 1908 году портрет священника, недавно потерявшего сан. Полотно выполнено всего за два дня позирования, в свойственной мастеру реалистической манере. Пензенская галерея имени Савицкого получила картину по распределению специальной комиссией, после национализации в 1926 году. Сам Попов с 1920 года находился в эмиграции, одобрив февральскую революцию, но октябрьскую не приняв. Пропагандировал государственное устройство Финляндии, но жил в Сербии и Болгарии.
Непостижимый Репин дополняет Музей одной картины
Открытую в ноябре 2018 года экспозицию Музей одной картины предваряет документальным фильмом Непостижимый Репин. Вернее, картина не вполне документальная, Репина играет актер Пензенского драмтеатра Куприянов. Илья Ефимович показан в значимых местах обитания, обеих столицах и финском имении Пенаты. Именно в стране, ценимой Поповым, по воле совпадения, прошли три десятка лет его жизни. Усадьба была приобретена на имя второй супруги, обретенной через 13 лет после развода с первой.
Первый брак подарил супругам Репиным четверых детей, но счастливым не был по нескольким причинам. Первая – разница пристрастий, увлечение жены домашним уютом, а мужа более склонного к салонному образу жизни, приему гостей. Вторая – властность и упорство Ильи Ефимовича, его строгое вегетарианство и сон в холоде, распространяемые на все семейство. Расставались без внешнего драматизма, поделив детей, но творчеству художника был нанесен с трудом преодоленный ущерб.
Организатор необычного способа экспонирования
Не одни только замшелые бюрократы и зашоренные фанатики занимали партийные посты в Советском Союзе. Попадали в высокие кресла и люди мыслящие, увлекающиеся искусством, историей и даже всерьез пишущие. Из таких был Георг Васильевич Мясников, родившийся в крестьянской семье, но выучившийся. Увлечения краеведением и искусствами не помешало быстрой на первых порах карьере. Близость к Шелепину была катализатором роста, а его опала – причиной номенклатурного тупика.
Четверть века секретарем одного обкома КПСС не работал, наверное, ни один партийный деятель. Так аукнулось причисление к шелепинцам, которого считают инициатором смещения Хрущева. Последующая попытка убрать и Брежнева оказалась неудачной не только для самого Шелепина. Но нет худа без добра, за долгие годы в Пензе он стал Народным секретарем. Неведомо больше о таком прозвании и признании от простого народа, неординарном для партийного функционера.
Поклонник культуры и спорта, но заядлый курильщик, популярный оратор, он многое сделал в области культуры. Не меньше десятка музеев в Пензе и городах области открыто, перестроено или реконструировано при активном участии Мясникова. Это и музей народного творчества, и музей нейрохирурга Бурденко, писателя Куприна, историка Ключевского. Поддерживал Георг Васильевич и здешний театр, и картинную галерею, для которой создал по собственной идее Музей одной картины.