Центральный музей Великой Отечественной Войны

Погода Fili

слегка облачно

22 °C
Ветер
1.84м/с
Давление
753 мм рт. ст.
Влажность
76 %

Музей Великой Отечественной Войны на Поклонной горе входит в комплекс парка Победы, являясь центральным зданием мемориала. Экспозиции размещены на четырех этажах. В музее проводятся организованные экскурсии с гидом, но возможен и индивидуальный осмотр. Помимо образцов подлинного вооружения и военной техники, символики и обмундирования участников сражений, отличием музея стали диорамы величайших сражений Великой Отечественной.

Посещение Центрального музея Великой Отечественной Войны расширяет представления о значимом историческом периоде, знакомит с подлинными свидетельствами боевых событий и их непосредственными участниками. Вечный огонь и часовые у входа подчеркивают особый статус мемориала и его значимость.

Музей Великой Отечественной войны. Вечный огонь, часовые.

В центре помещения первого этажа размещается Зал Памяти и скорби, с соответствующей наименованию скульптурной группой работы Кербеля.

Диорамы освещают картины с изображением батальных сцен решающих битв величайшей войны, унесшей жизни более 60 миллионов людей из разных государств, в том числе 27 миллионов наших соотечественников.

Музей Великой Отечественной войны. Флаги союзных держав.

На втором этаже музейного здания размещены витрины и стенды с экспонатами – личными вещами, документами и наградами военачальников и рядовых бойцов. Представлены подлинные образцы оружия и обмундирования солдат и офицеров различных родов войск армий антигитлеровской коалиции и наших противников. Массивная лестница на следующий этаж занимает значительный объем.

Музей Великой Отечественной войны. Экспозиция. Образцы обмундирования.

Третий этаж музея вмещает основное количество предметов экспозиции. Зал Славы, находящийся в центральной части, представляет имена всех Героев Советского Союза, получивших высокие награды за подвиги во время минувшей войны. Перечислены также города – герои, удостоенные почетного наименования в память об их вкладе в победу над фашизмом. В центре – скульптурное изображение солдата Победы (автор – Зноб),у входа – бюсты летчиков Покрышкина и Кожедуба, по три раза награжденных звездой Героя.

Музей Великой Отечественной войны. Форма королевских вооруженных сил Великобритании.

Верхний, четвертый этаж музея имеет представительный зал для тематических выставок, организуемых к памятным датам памятных исторических событий либо посвященных видам и родам войск и отдельным разновидностям вооружений. Здесь же портреты и бюсты маршалов и генералов, а также кавалеров главного полководческого ордена Победа. Красочное изображение этого ордена помещено во внутренней вершине купола, венчающего музейное здание.

Зал Памяти и скорби

После «вступительных» экспозиций посетители музея Великой Отечественной Войны переходят в просторный зал, вдоль стен которого торжественно расположены тома Книги памяти. Это место посвящено памяти миллионов, отдавших жизнь за мир на земле.

Музей Великой Отечественной войны. Монумент освобождения.

Приглушенное освещение и хрустальные капли, слезами струящиеся с потолка, символизирующие погибших, создают подобающую этому месту атмосферу.

музей Великой Отечественной Войны. Зал скорби

Диорамы музея Великой Отечественной войны

Многие посетители называют самыми впечатляющими  экспонатами музея диорамы великих сражений. В отличие от круговых (панорам) они выполнены на вогнутых поверхностях, также создающих впечатление перспективы. Задний план диорам выполняется чисто в живописной технике; передний иногда включает выпуклые элементы – горельефы и барельефы (разница – в степени рельефности), а также скульптурные изображения.

Оборона и контрнаступление под Москвой — это события первого военного года. Неожиданность немецкого нападения, неверие И. В. Сталина в разведданные о дате нападения позволили вражеским войскам развить наступление; Гитлером ставилась задача захватить Москву до наступления морозов.

Музей Великой Отечественной войны. Вход к диораме контрнаступления под Москвой.

Оборону держали отходившие войска; они срочно усиливались резервами Ставки и частями других фронтов. Занимали позиции и дивизии ополчения, сформированные из многочисленных добровольцев. Негодные к службе жители участвовали в строительстве оборонительных рубежей, влились в состав сил ПВО для нейтрализации зажигательных бомб.

Музей Великой Отечественной войны. Эпизод боя и парад 7 ноября 1941 года.

Наиболее ожесточенные бои разгорелись в ноябре; однако 7 ноября состоялся парад, с которого войска следовали на боевые позиции. К началу декабря наступательный порыв врага стал выдыхаться. Появились предпосылки для активных ответных ударов Красной армии, и контрнаступление было спланировано и осуществлено.

Музей Великой Отечественной войны. Контрнаступление под Москвой.

Контрнаступлением 3-х обороняющихся фронтов руководили будущие прославленные полководцы Жуков, Конев и Тимошенко. Были разбиты многие танковые и пехотные соединения врага, вынуждены к отходу остальные подразделения.

Музей Великой Отечественной войны. От обороны Москвы - в наступление.

План  молниеносной войны – блицкрига был сорван, что укрепило боевой дух и уверенность в своих силах нашей армии. Непобедимость германской армии впервые была опровергнута.

Диорама, на которой иллюстрируется Сталинградская битва – одна из самых выразительных в экспозиции. Сражение готовилось гитлеровцами как ответ на неудачный штурм Москвы; целью был выход к Волге и установление контроля над важнейшей транспортной артерией нашей страны. Поэтому наступающие немецкие части имели превосходство в численном составе и боевой технике, что позволило вплотную приблизиться к реке и Сталинграду.

Музей Великой Отечественной войны. Зал Сталинградской битвы.

Сталинград стал фронтовым городом, подвергался массированным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха. К концу августа 1942 года противник вошел на окраины, завязались упорные уличные бои. Сражались за кварталы и дома, территории заводов; объекты неоднократно переходили из рук в руки. Мужеством и доблестью бойцов удалось Сталинград отстоять.

Музей Великой Отечественной войны. Сталинградская битва на диораме.

Ноябрь 1942 года был ознаменован блестящей контратакующей операцией Красной армии. Начатое 20 ноября наступление привело к окружению немецкой группировки фельдмаршала Паулюса в 330 тысяч человек. Противостояние продолжалось до февраля 1943 года, предложения о прекращении сопротивления немецкое командование не принимало.

Музей Великой Отечественной войны. Бой под Сталинградом.

Донскому фронту была дана команда на уничтожение; в ходе операции более 90 тысяч солдат и офицеров во главе с Паулюсом были взяты в плен. Был все-таки подписан акт о капитуляции; немцы потерпели чувствительное поражение, сказавшееся на всем ходе войны.

Курское сражение, которому посвящена следующая диорама, во многом повлияло на весь ход войны в глобальном масштабе; происходила битва летом 1943 года, когда после сталинградской победы инициатива была в руках советских войск. Германия снова пыталась применить тактику блицкрига, собрав ударный кулак армейских группировок Юг и Центр.

Музей Великой Отечественной войны. Зал Курской битвы.

Силами почти в миллион солдат и 2700 танков планировалось окружить  и уничтожить войска Красной армии, замкнув курский выступ линии фронта. Окружения не получилось – командование наших войск заблаговременно ввело резервы, обеспечив превосходство в живой силе и бронетехнике.

Музей Великой Отечественной войны. У диорамы Курской битвы.

В кровопролитных боях немецкие армии потеряли более 120 тысяч солдат, большое количество танков и потерпела сокрушительное поражение. Победу Красной армии во многом обеспечили разведывательные данные о вражеских планах. Немцам не помогло применение новейших мощных танков Тигр и Пантера – огонь реактивных минометов Катюша оказался мощнее.

Музей Великой Отечественной войны. Эпизод Курской битвы на диораме.

Крупнейшая в истории танковая битва под Прохоровкой, окончившаяся победой советских войск, позволила развить стратегическое наступление.

Музей Великой Отечественной войны. Курская битва - продолжение диорамы.

Вскоре были взяты Орел и Харьков. Появились перспективы успешного развития событий в войне в целом.

Очередная диорама посвящена форсированию Днепра – крупнейшего препятствия дальнейшему продвижению. Поражение в Курском сражении положила конец наступательной стратегии вермахта; германские войска перешли к попыткам организовать затяжную позиционную войну. Силы вражеских армий таяли; они потеряли уже 112 дивизий и до 700 км территории от прежней линии фронта. Дальше был Днепр и киевское направление.

Музей Великой Отечественной войны. Зал форсирования Днепра.

Все больший урон немцы терпели от крепнувшего партизанского движения; начала ощущаться нехватка солдат. В Германии была объявлена тотальная мобилизация населения в действующую армию. Советские войска на многих участках фронта предпринимали наступательные операции, освобождая новые населенные пункты.

Музей Великой Отечественной войны. У диорамы форсирования Днепра.

Осенью 1943 года Левобережная Украина стала ареной ожесточенных боев; на чаше весов был Днепр и стратегическое направление на Киев немцы же стремились притормозить наше наступление, чтобы выиграть время на подтягивание резервов и перегруппировку частей.

Музей Великой Отечественной войны. Диорама форсирования Днепра.

Форсирование Днепра было стратегически важно, чтобы не потерять темпов наступления. Гитлеровцы всячески укреплялись на берегах великой реки, стремясь выиграть время.

Музей Великой Отечественной войны. Бой на днепровской переправе.

К концу сентября 1943 года противоборствующие войска оказались на противоположных берегах реки. Форсирование затруднялось значительной шириной Днепра и высоким противоположным берегом; сказывалось отсутствие достаточного количества плавательных средств. Однако поставленная задача была решена, оставалось защитить завоеванный плацдарм и готовиться взять Киев.

Диорама  ленинградской блокады изображает улицы, каналы и мосты непокоренного города. Видны разрушения от обстрелов, зарева пожаров и лучи прожекторов, отыскивающих вражеские самолеты. Противотанковые ежи и орудия прямой наводки расставлены на случай прорыва линии обороны, что оказалось не под силу фашистской армии, окружившей второй по величине город СССР летом 1941 года.

Музей Великой Отечественной войны. Перед залом диорамы блокады Ленинграда.

Полная ликвидация окружения Ленинграда произошла только в начале 1944 года (прорыв на небольшом участке осуществлен годом ранее).

Музей Великой Отечественной войны. Галерея событий ленинградской блокады.

Блокада продолжалась 900 дней; внезапность наступления немцев не позволило эвакуировать большинство мирного населения. От голода и недугов, артиллерийских обстрелов и бомбежек погибло около миллиона человек. Большего количества жертв позволило избежать организация зимних перевозок продовольствия по льду Ладожского озера, под обстрелами и бомбежками. Дорога жизни, как называли ледовую переправу ленинградцы, спасла жизни многим блокадникам.

Музей Великой Отечественной войны. Фрагмент диорамы.

Ареной боев стали не только городские улицы – даже жилые дома и квартиры. В музее в качестве экспоната восстановлено в реальности  состояние одного из жилищ. В пробитые в стенах снарядные пробоины видны орудия и бойцы, внутри заготовлены приспособления для тушения зажигательных снарядов. Город и жители вынесли небывалые испытания.

Музей Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград.

Ленинграду присвоили звание города – героя в числе первых в 1965 году, в 20-ю годовщину Победы, хотя такую формулировку Сталин употребил накануне капитуляции Германии (в первомайском приказе Верховного главнокомандующего).

Штурм и взятие Берлина – тема следующей диорамы; одна из завершающих операций Великой Отечественной войны развивалась весной 1945 года.

Музей Великой Отечественной войны. Перед диорамой битвы за Берлин.

Обороняла гитлеровскую столицу крупная (около миллиона солдат) вражеская группировка, имеющая хорошее вооружение и танковую поддержку, усиленную авиацией. Немцы укрепляли каждую улицу, оборудовали огневые точки в жилых зданиях

Музей Великой Отечественной войны. Берлин в огне.

Тщательную подготовку превосходящих сил проводило и командование Красной армии; стянуты были подразделения общей численностью 2,5 миллиона человек. Операцию начали 16 апреля, а к 25-му Берлин был окружен; штурм нескольких укрепленных рубежей продолжался до 30 апреля. Помогло использование мощных прожекторов в ночных боях, деморализовавшее обороняющихся немцев.

Музей Великой Отечественной войны. Берлин - линия фронта.

Завершалась битва штурмом Рейхстага с водружением победных знамен. В первых числах мая сопротивление было сломлено; в Карлсхорсте – пригороде Берлина 8 мая (местное время, в Москве уже 9-е) был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Зал Славы — Центральный зал музея

В этом зале на белых мраморных плитах  запечатлены имена почти 12-ти тысяч Героев, кто не жалея жизни сражался за Родину и за свой подвиг был удостоен самой высокой военной награды — Звезды Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.

Музей Великой Отечественной войны. Вход в один из залов.

В центре зала — бронзовая скульптура «Солдат Победы» (скульптор В.И.Зноба). На гранитном постаменте у его подножия положен меч, изготовленный тульскими оружейниками.

Музей Великой Отечественной войны. Богатырский меч - один из даров музею.

Купол зала украшают барельефы городов-героев, а в обрамлении лавровового венка символ торжества Победы — красочный орден Победы.

Музей Великой Отечественной войны. Центральный купол с орденом Победы.

Неотъемлемой частью работы музея является проведение встреч ветеранов войны и трудового фронта, чтение лекций и проведение кинопоказов в специализированном зале. Воспитательная и просветительская работа с подрастающим поколением проводится совместно с активистами ветеранского корпуса. Знание истории страны, потраченных для Победы усилий пополнится сведениями, полученными при посещении музея.

Музей Великой Отечественной войны. Экскурсанты.

Центральный музей Великой Отечественной войны сохраняет национальные и общемировые реликвии, свидетельства сражений самой кровопролитной войны в человеческой истории. Цели существования учреждения – сохранение памяти, связи времен и поколений. Только так можно предотвратить подобные трагедии в будущем.

muzey-velikoy-otechestvennoy-voyny-countryscanner-43

Трёхмерная историческая панорама битвы за Берлин.

В феврале 2016 года рядом с Залом Славы была открыта историческая художественная инсталляция — реконструкция событий, происходивших перед Рейхстагом 30 апреля 1945 года, в день, когда было водружено знамя победы.

Экспозиция «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» была создана петербургскими историками — реконструкторами и впервые представлена на суд зрителей в Санкт-Петербурге. Инсталляцию высоко оценили критики и было принято решение, что панорама займет достойное место в Центральном музее Великой Отечественной Войны в Москве.

Музей Великой Отечественной войны. Квартира после обстрела.

Авторы скрупулёзно подошли к изучению событий, развернувшихся в тот судьбоносный день в Берлине. Было пересмотрено множество кинохроники, перечитаны архивы, изучены воспоминания и фотографии. В результате подвиг красноармейцев был детально воссоздан.

Музей Великой Отечественной войны. Берлинская квартира после обстрелов.

Чтобы более полно представить весь ужас, всю горечь войны авторы включили в сюжет панорамы картины разрушенных жилых зданий. Посетители могут пройти по типичной квартире Берлина весны 1945 года и представить что ощущали люди, оставшиеся в городе.

Музей Великой Отечественной войны. Разрушения в Берлине.

Проходя мимо баррикад и нагромождений наглядно представляешь какой трудный путь проделали советские солдаты. Невольно начинаешь чувствовать как бесстрашно, на грани безумия, наши деды и прадеды стремились покончить с фашизмом, принесшим так много горя их родным и близким.

В атаке на Рейхстаг участвовало множество групп и все безызвестные участники того сражения достойны называться героями, но так исторически сложилось, что именно группа рядового Григория Булатова одной из первых прорвалась в здание парламента. В реалистичной экспозиции кульминационного момента, будто на стоп-кадре, можно рассмотреть рядового  Булатова, который, спрятав самодельное знамя ближе к сердцу, устремился к главной цели.

Музей Великой Отечественной войны. Знамя победы спрятано около сердца.

Фронтальная часть панорамы представляет собой макеты частей фасада Рейхстага, которые сконструированы исторически достоверно и в полный размер. Видны следы от пуль, части барельефов разрушены. На основе архивных фотографий авторы восстановили надпись, сделанные солдатами  на колоннах.

Музей Великой Отечественной войны. Автографы победителей на рейхстаге.

На этой выставке все экспонаты разрешается не только рассматривать но и трогать. Здесь есть неразорвавшиеся снаряды и гильзы, найденные во время раскопок. Кое-что было подарено потомками участников событий, некоторые вещи были приобретены на блошиных рынках.

Впечатляющие реалистичностью композиции, где ощущаются противоречивые эмоции — с одной стороны предвкушение близкой победы советской армии, с другой стороны ужас гражданского населения перед грядущим поражением…

Завершающие разделы экспозиции музея посвящены последним битвам Великой Отечественной, подписанию Акта безоговорочной капитуляции и следующих за этим битвах. Освобождение европейских стран происходило уже после капитуляции, так как не все воинские подразделения фашистов прекратили активное сопротивление.  Освещено признание фашизма военным преступлением, деятельность Нюрнбергского трибунала и казнь военных преступников.

История создания Центрального музея Великой Отечественной Войны

Много споров вызывал выбор места расположения мемориала – Поклонная гора сама по себе была историческим местом, не всем нравилась идея коренного изменения местности. С возвышенности путникам, направлявшимся в стольный град, открывался вид на соборы и их купола, на кремлевские стены и башни. Поклоны путников дали название этому месту.  Главная парадная лестница  музейного комплекса символизирует трудный путь к Победе, одновременно повторяя внешний вид горы.

Музей Великой Отечественной войны. Парадная лестница.

Союз архитекторов проводил конкурс проектов мемориального комплекса в честь предстоящей победы еще до окончания войны. Маршал Жуков напомнил своим письмом в ЦК КПСС в 1955 году о долге перед погибшими за Победу и будущими поколениями; решение наконец приняли: в 1958 году установили памятный знак, через три года была выполнена разбивка территории парка Победы. Существующий рельеф местности потребовал перемещения огромной массы породы и грунта, значительные бетонные работы проведены при сооружении фундаментов.

Музей Великой Отечественной войны. Вестибюль.

Однако долго еще согласовывалась концептуальное решение композиции, состав музейных залов и диорам, проводились конкурсы проектов. Трудоемкими и длительными были труды художников по написанию гигантских диорам, располагающихся по окружности здания в шести специальных залах. Создание скульптур, сбор экспонатов будущей экспозиции также потребовало усилий и времени. Произошло торжественное открытие  к  50-летию Победы; президент Ельцин в присутствии глав ведущих стран мира, приехавших на Юбилей, объявил музей действующим.

Музей Великой Отечественной войны. Экспозиция артиллерийских орудий.

Экспонаты будущего музея собирались различными путями. Делились имеющимися реликвиями музеи страны и частные лица; большую помощь оказали объединения ветеранов войны, поисковые отряды. Подбирались свидетельства боев, образцы военной техники и вооружения, свидетельства напряженной работы тыла на нужды фронта. Приобретались художественные произведения, освещающие историю битв; многие заказывались целевым назначением конкретно под запросы музейной экспозиции.

Музей Великой Отечественной войны. Вражеский самолет Юнкерс, сбитый нашими асами.

Размещение экспонатов не было хаотичным или случайным, заранее намечены и сформированы тематические разделы. Они посвящены отдельным этапам истории Великой Отечественной войны, начиная с предвоенного состояния экономики, промышленности и общества; освещается  уровень вооруженности Красной армии, а также политическая обстановка перед нападением Германии. Начальный период боевых действий, организация обороны страны и перестройка экономики на военный лад освещены в соответствующем разделе.

Музей Великой Отечественной войны. Образцы боеприпасов, станок для обточки снарядов.

Подробно освещена деятельность военного командования СССР, Ставки Верховного Главнокомандующего и Генерального штаба. Самый обширный раздел экспозиции посвящен определяющим сражениям на различных участках боевых действий, от оборонительных боев до конрнаступлений и перехода к решительным наступательным операциям. Здесь же – материалы по положению в тыловых районах страны, работе промышленных предприятий и сельских тружеников по обеспечению фронта всем необходимым.

Имеется и раздел о народном сопротивлении фашистским агрессорам. Описан ход партизанской войны в тылу врага, деятельность подпольных организаций на временно оккупированных территориях.  Отдельная часть экспозиции повествует о действиях нацистов на захваченных территориях, обращении с мирным населением и плененными красноармейцами. Трагедии целых народов, условия содержания в концентрационных лагерях, методы физического уничтожения заключенных представлены наводящими ужас экспонатами.

Тыловой раздел рассказывает о жизни отдаленных от линии фронта регионов страны. Организация госпиталей для лечения раненных бойцов, санаторного восстановления после ранений описана достаточно подробно. Производство оружия и боеприпасов представлена реальными экспонатами военных лет. Рассказано о жизни и быте населения , напряженном режиме работы в промышленности и сельском хозяйстве, ограничениях в питании и самоотверженности людей в нелегких условиях.

Есть и экспозиция о союзниках по антигитлеровской коалиции, военной и продовольственной помощи Советскому Союзу. Освещены боевые операции союзников при открытии второго фронта, деятельности подпольных организаций Сопротивления в оккупированных странах Европы. Экономическая помощь по ленд-лизу, морские конвои в северных морях сыграли определенную роль в исходе боевых действий.

Деятельность Центрального музея не ограничивается экспозициями и организацией тематических выставок. Сотрудниками осуществляется многогранная научная работа в области военной истории, ведется постоянный поиск новых экспонатов для пополнения музейных фондов. Разрабатываются методики экскурсионного обслуживания различных категорий посетителей музея. Обеспечиваются встречи иностранных делегаций с комментариями на соответствующих языках.

Осмотр музейной экспозиции не только пополняет багаж исторических познаний, но и позволяет понять опасность идеологии нацизма, построенной на превосходстве якобы избранной богом нации. Последствия реализации принципа исключительности уже приводили к значительным переменам и потрясениям в жизни различных народов. Это можно проследить хотя бы на примере освоения новых мест обитания европейцами.

 

2 комментария
  1. Должен заметить, одного дня на этот музей будет мало. Я потратил два и то некоторые экспозиции посмотрел мельком. Надо отдать должное сотрудникам, организовано все очень грамотно и интересно. В это место обязательно надо водить детей, что бы помнили и понимали, к чему могут привести некоторые идеи.

  2. В детстве меня очень впечатлили диарамы, для детей это действительно наглядное пособие, в отличие от просто разложенных предметов с длинными текстами подписей, которые трудно все рассмотреть и запомнить. Сейчас тоже с удовольствием сходила бы, надо посмотреть новую экспозицию, а погулять на Поклонной горе всегда приятно, особенно вечером.


Войдите, чтобы добавить комментарий