Демонстрируемый экземпляр собран в Риге в 1968 году, снят с эксплуатации уже в текущем столетии.
Названный в честь пролетарского вождя электровоз ВЛ10-98 из 2-х секций выполнял грузовые перевозки, их строили в Тбилиси и Новочеркасске. За период с 1961 по 1975 год произведено около 1800 таких машин.
Демонстрируемый в музее железнодорожного транспорта электровоз произвели на заводе столицы Грузии в 1970 году, списали и реставрировали для показа эту машину в 2004 году.
Моторвагонные электропоезда ЭР 9П работали на постоянном электротоке, по устройству схожи с машинами на переменном токе серий ЭР 1 и 2. Состоял такой поезд из вагонов разных типов – моторных, головных и прицепных.
В Риге строили моторные вагоны, в Калинине остальные типы. С 1963 по 1975 год построено около 330 таких поездов. Головной и моторный вагоны в экспозиции сделаны в 1966 году, были в эксплуатации до 2004 года, а в музей предоставлены в 2008 году.
Для пассажирских перевозок использовался чехословацкие электровозы серииЧС2, производимые на заводе в Пльзене. Произвели братья по социалистическому лагерю чуть менее тысячи таких машин для СССР за 1958 – 1973 годы.
Эти локомотивы были самыми распространенными в нашей стране, но в 2002 году их ресурс был выработан. Российские мастера осуществили коренную модернизацию электровозов в Ярославле, после чего машинам присваивался индекс ЧС2К с гарантированной работой в течении еще 15 лет и эмблему ярославского завода.
Такие электровозы еще можно встретить на наших магистралях.
Вагоны и путевые машины
Один из самых распространенных видов транспорта – пригородные электрички имели моторные и прицепные вагоны, представленные на музейных путях. Представленные вагоны приспособлены для платформ низкого уровня, характерных для пригородных местностей, посещаемых множеством дачников и огородников.
К сожалению, на путях пригородов нередки были случаи вандализма с выбиванием стекол вагонов. По этой причине рижские производители по просьбе железнодорожников выполнили двери, открываемые вручную, из металла с небольшим иллюминатором.
Вагоны пассажирских поездов дальнего следования выполнены целиком из металлического листа, их двери выполнены раздвижными и не имеют ручек для открывания. Двери открываются дистанционно при остановках и перед отправлением со станций. Снаружи нет ни ступеней, ни перил, как у вагонов других типов. Здесь эти элементы размещены внутри тамбура.
Второй экспонат можно видеть рядом с пассажирскими вагонами, это колонка для заправки водой паровозов. Их сконструировали еще в 1936 году и сохраняли работоспособными до 2006 года. Размер поворотного крана позволял убирать его в междупутье ы выдвигать при постановке паровоза. При наборе воды горела красная лампа светофора на вершине колонки.
Музей железнодорожного транспорта хранит многие дорожные путевые машины для механизированного выполнения разных операций. Машина УМ1 позволяет убирать замусоренный балласт с путей, заменяя его на новый. При этом обслуживается и междурельсовое пространство, и часть междупутья. Можно использовать машину и для скола наледи.
Рабочим органом агрегата является мощный маховик с черпаками, оснащенными острыми зубцами. Машина способна отсеивать мусор и возвращать щебень на место либо убирать его, заменяя чистым.
Заключительный взгляд на экспонаты музея железнодорожного транспорта позволяет обратить внимание и на рельсовые пути.
Хорошо видно устройство раскладки шпал и крепления рельсов, крестовины для изменения направления, светофоры системы связи и сигнализации.
Экспозиция позволяет понять развитие этого вида транспорта на протяжении длительного времени.
Посещают отраслевой музей бывшие работники ж/д, студенты транспортных ВУЗов, школьные экскурсии и просто любители «паровозиков». Многие семьи приходят с дошколятами, ведь в музее можно забраться в кабину поезда и поиграть в машиниста.
Не стоит пропускать возможность побывать в этом музее под открытым небом. Неспешный, без тесноты осмотр принесет полезную и интересную информацию.
Похожий музей есть на железнодорожном вокзале в Челябинске. Правда там вся техника выставлена не между путей, а с одной стороны на определенной площадке. Все приезжающие и уезжающие пассажиры, как электричек, так и поездов дальнего следования, могут все это рассмотреть. Меня помню, поразили пассажирские вагоны сороковых годов. Подобных ни в одном историческом кино не показывали.