С тех пор как обанкротилась авиакомпания «ВИМ-Авиа» на авиационном рынке начали говорить об остром дефиците техники. Многие прогнозируют повышение стоимости перелетов в летнем сезоне 2018 года. С другой стороны есть и те, у кого иное мнение.
По словам генерального директора авиакомпании Red Wings Евгения Ключарева проблема излишне раздута. Да, авиационный рынок испытывает нехватку воздушных суден, спрос превышает примерно на 20% предложение. С другой стороны дефицит мест для перевозчиков в любом случае лучше, нежели избыток воздуха. По словам директора по продажам «НТК Интурист» Сергея Толчина туроператоры уже ощутили на себе нехватку самолетов. В высокий туристический сезон рынок требует на 20-30% больше провозных емкостей, нежели сейчас может быть предложено.
Расширение авиационного парка влечет за собой много проблем. Искать нужно молодые самолёты, которым не более 12 лет. Иначе придется платить слишком высокую пошлину на ввоз техники в Российскую Федерацию. В такой ситуации приемлемую экономику полетов выстроить невозможно, уточняет Сергей Толчин. На сегодняшний день на мировом рынке не так много самолетов, которые соответствуют требованиям по возрасту. Отдавать их в Россию лизингодатели не всегда хотят.
Эксперт продолжает, поиск самолета — полдела. Кроме этого нужно обзавестись летными кадрами, которых также не хватает. Средняя заработная плата командира воздушного судна в России установлена на уровне примерно 10 000 долларов, тогда как за рубежом на такой же должности можно получать в полтора-два раза больше. Естественно, пилоты ищут возможности трудоустроиться там, где выгоднее.
Несмотря на все проблемы к летнему сезону на авиационном рынке появится больше провозных емкостей. Наиболее впечатляющая динамика расширения авиационного парка была прогнозирована группой перевозчиков «Пегас», которые аффилированы с туроператором «Пегас». К началу летней навигации авиакомпания «Pegas Fly» и «NordWind» будут располагать 56 бортами, что на 25 больше, нежели в минувшем сезоне. «НТК Интурист» также планирует войти в летний сезон с шестью воздушными судами. Авиакомпания «Red Wings» обещает к лету добавить пять самолетов Airbus А321. На сегодняшний день у них имеется 13 единиц техники.
У туроператора «Библио Глобус» в лизинге имеется 17 самолетов авиакомпании «Россия». В минувшем году их было 13. Увеличить авиапарк до 22 единиц обещает и авиакомпания «Азур Эйр». Своя перевозка должна появиться у поставщика туристического продукта TUI Russia. Эксперты полагают, что крупные игроки туристического рынка к летнему сезону добавят 40-42 борта, в общем. Во внимание не брали авиакомпании, которые не оглашали свои планы относительно новых бортов. Скорее всего, убыль провозных емкостей, которая вызвана крахом авиакомпании «ВИМ-Авиа», будет компенсирована.
Нужно сделать поправку о группе перевозчиков «Пегас». Все 25 бортов вряд ли будут поставлены на нужды туристического рынка. Скорее всего, некоторая часть будет эксплуатироваться на регулярных маршрутах. Это подтверждает и генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная. Что касается стоимости перелета, билеты действительно подорожают, причем это касается как чартерного, так и регулярного сегмента.
Наблюдатели уточняют, такие изменения возникнут по иным объективным причинам.
Сейчас дорожает всё. Это касается стоимости керосина, затрат на обслуживание в аэропортах, уточняет Евгений Ключарев. При всём этом говорить об увеличившейся рентабельности самих перевозчиков не стоит. Бизнес планы основываются на расходной части, а не на повышении доходов. Так как туристическая отрасль и авиационный рынок в частности работают в конкурентной среде, необоснованного повышения тарифов не будет.
Очень надеюсь, что в Россию перестанут ввозить слишком старые самолеты. Не так уж и дорого при разумной эксплуатации купить новый. А вот обслуживание у нас не очень налажено, видимо, и потому неэффективно по затратам.
Остается лишь надеяться на безопасность самолетов и не существенное увеличение стоимости перелетов…Сами пассажиры не в силах что-либо изменить.