Нестабильные цены на авиатопливо, активизация конкуренции в США, избыточные мощности и замедление роста пассажиропотока окажут давление на кредитоспособность европейских авиакомпаний в 2019 году. Наиболее сильный удар придется на мелкие, менее диверсифицированные авиакомпании, сообщает Scope Ratings.
«Общий кредитный прогноз для сектора остается неутешительным. Разрыв между кредитоспособностью крупных авиакомпаний-операторов и мелких перевозчиков будет увеличиваться по мере того, как торговые условия усложняются», — считает аналитик Себастьян Занк. Средний общий долг в авиационном секторе вырос примерно на 40% с 2010 года. Показатели удивляют, так как внебалансовые операционные договоры аренды чаще всего составляют небольшие перевозчики. Этот вариант более рентабелен, по сравнению с покупкой новых самолетов.
«Консервативно финансируемые диверсифицированные авиакомпании, такие как Lufthansa и другие крупные европейские игроки, вероятно, справятся со скачками прибыли в будущем,» — полагает Занк. «Маргинализация небольших авиакомпаний и дальнейшая консолидация отрасли неизбежны”, — уточняет эксперт. Британская региональная авиакомпания Flybe недавно выставила активы на продажу, так как вести деятельность дальше уже не может. Icelandair нарушила общепринятое правило авиационных игроков и забрала маршруты соперника WOW Air. Уже сейчас четко просматривается поглощение крупными компаниями мелких конкурентов. Primera Air, VLM, немецкие и польские подразделения Small Planet Airlines, Azur Airlines, SkyWork и Cobalt вошли в администрацию в 2018 году.
Высокие цены на авиатопливо, около 85 долларов США/баррель в ноябре (увеличение установлено на уровне примерно 15% от средних цен за год) будут и дальше проверять выдержку перевозчиков и сжимать маржу, уверен Azza Chammem, аналитик Scope. Отрасль привыкла, что цены на топливо держатся средней отметки, потому такие волны и стали для многих фатальными.
Амбиции американских перевозчиков по-прежнему растут. Крупные представители авиационной отрасли вкладывают больше денег в расширение маршрутной сети. В этом вопросе между собой жестко конкурируют такие авиакомпании, как Virgin Atlantic, British Airways и Air France-KLM. Мелкие перевозчики, такие как Norwegian и WOW Air, недавно отменили некоторые трансатлантические маршруты из-за той же конкуренции. Delta, United и American Airlines планируют поставить дополнительные маршруты на восток в 2019 году.
Европейские авиакомпании уже борются с избыточными мощностями на популярных направлениях. Устойчивое расширение флота в последние годы в сочетании с более вялым ростом трафика означает, что доходы растут медленнее, нежели пропускная способность. Сама IATA прогнозирует спад в отрасли в ближайшие 2-3 года. Ryanair, Norwegian, Wizz Air недавно снизили свои прогнозы относительно роста. Если произойдет дальнейшая консолидация с выводом мощностей с рынка, укрепится здоровье европейской промышленности в долгосрочной перспективе», — уверяет Занк.
Крупным компаниям всегда будет легче держаться на плаву и когда мелкие конкуренты будут тонуть, то их пассажиры будут забираться на борта больших кораблей, следовательно такое положение идет только в плюс большим корпорациям.