Одной из главных тем в прессе на минувших выходных стало ЧП с пассажирским самолетом в Сочи. Эксперты туристического рынка пытались понять, по какой причине Боинг 737-800 авиакомпании UTair выкатился в русло реки. Спустя несколько дней после инцидента журналистам интервью дал заслуженный пилот СССР член общественных советов при Росавиации и Ространснадзоре Олег Смирнов.
По словам эксперта, случилась авария в сложнейших условиях. Во-первых время было позднее, во-вторых шел сильный дождь. Сложность для пилотов заключалась еще и в том, что были ограничения в маневре. Аэропорт Сочи позволяет заходить на посадку только по одному курсу, со стороны моря. Так как с первого раза зайти на взлетно-посадочную полосу не получилось, пилот решил направить воздушное судно на второй круг. Теперь экспертам, которые занимаются расследованием ЧП, предстоит проанализировать случившееся. Не последним вопросом является и вероятность ошибки пилота. По идее, командир корабля должен рассчитать посадку так, чтобы приземлиться в начале взлетно-посадочной полосы. Однако в этой ситуации воздушное судно земли коснулось гораздо дальше. Помешал и попутный ветер.
Именно потому не остановился самолет так быстро, как рассчитывал пилот. По словам Смирнова, самолеты часто выкатываются за пределы полос, именно для этой цели в каждом аэропорту взлетно-посадочная полоса имеет продолжение. Называется эта полоса аварийной. Как правило, это грунтовая дорога, которая содержится в идеальном состоянии. Самолет никогда не повредится так сильно, как судно авиакомпании UTair в Сочи, если выкатится на эту полосу. Однако в этой ситуации самолет миновал даже эту полосу и скатился в горную реку. Эксперт считает, что разрушение стоек шасси свидетельствует о том, что самолет двигался слишком быстро. Работающими двигателями судно зарылось в грунт и загорелось.
В своем блоге размышления опубликовал и действующий пилот Boeing 737 Денис Окань, который много раз летал в Сочи. По его словам, тормоза у воздушного судна отказать не могли, так как система продублирована. Сразу две системы выйти из строя не могут. Возможно неиспользование реверса. Пилоты могли промедлить с его включением, если он неожиданно отказал. В таких погодных условиях вообще садиться в Сочи не следовало. Для этого есть запасной аэропорт. Погодные условия в тот день никак не способствовали посадке воздушного судна. Порывы ветра составляли 12 м/с. В то время на аэродром зашла сильная гроза с дождем и видимость снизилась в несколько раз. Пилоты просто не имеют права заходить на посадку, располагая информацией о таких обстоятельствах. Попробовать снова пилоты решили из-за указаний диспетчеров.
Если судить о ситуации с записи переговоров, которая уже успела попасть в сеть, именно диспетчер сообщил пилотам об улучшении погоды. В разговоре есть фраза диспетчера, которую можно расценить, как провокацию. Фраза звучала подобным образом: « Давай, давай, садись погода хорошая». Возможно, командир воздушного судна и сомневался, однако утверждение диспетчера сыграло решающую роль. Что случилось дальше, многие уже узнали из сообщений журналистов. Только чудом можно назвать то, что никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. От сердечного приступа скончался Владимир Бегиян, начальник комплексной смены аэропорта. Именно он был первым, кто прибыл к горящему воздушному судну и координировал спасательную операцию.
Скорее всего, Бегиян переволновался из-за случившегося. Как аэропорт, так и авиакомпания вынуждены пройти проверки. Простым пассажирам в этой ситуации важно одно, пилоты обязаны сделать правильные выводы. У авиакомпании UTair уже был похожий случай в апреле 2016 года. Тогда в Воронеже судно выехало за пределы взлетно-посадочной полосы. Обошлось без жертв. В 2012 году в аэропорту Внуково произошла авиакатастрофа по аналогичным причинам с ТУ-204 авиакомпании Red Wings. Тогда погибло 5 человек, а обломки самолета собирали на Киевском шоссе.
Почему-то уверенна, то виновными сделают пилотов. Уже начали говорить, что 3 часа ночи — это самое не благоприятное время для человеческого организма в целом и мозга в частности. Все процессы замедляются и человек начинает хуже соображать. И даже несмотря на то, что пилоты имели огромный опыт и часто летали по ночам, они все равно могли принять не правильное решение именно из-за ночного времени. Для меня такие объяснения по меньшей мере странные. Если работать ночью так опасно, то почему так много людей работают в ночные смены? И почему самолеты летают по ночам если это опасно? Может лучше сделать только дневные рейсы и опасностей меньше будет…
Пока не было официального заключения, все озвученные причины случившегося –просто разговоры. С одной стороны, ответственность за рейс лежит на командире воздушного судна, но и полностью перекладывать вину на пилотов, наверное, не совсем правильно. Действия диспетчера также стоит брать во внимание, ведь его прямая обязанность координировать движение в воздухе. Когда пилоты не смогли зайти на посадку с первого раза и приняли решение заходить на второй круг, то эти действия наверняка обсуждались с диспетчером, который мог отправить самолет на запасной аэродром. И человеческий фактор имеет место быть. Долго можно размышлять на эту тему, виновных назначат, но хорошо, что все относительно хорошо закончилось, финал мог быть гораздо печальнее…
Весь удар на себя принял Владимир Бегиян, начальник смены. Кто-то может сказать, что у каждого своя судьба и чему быть, того не миновать, но, ведь, именно благодаря его правильным действиям спасательная операция прошла быстро и обошлось без жертв.
В некоторой степени, я соглашусь с Юлией, как правило, вину всегда перекладывают на пилотов и командира воздушного судна, а диспетчерам удается избежать ответственности.
Сложно ориентироваться на запись, которая попала в сеть, без официального подтверждения. Но все же, в сложные погодные условия, проще снять рейс чем рисковать сотней пассажиров, даже если за штурвалом профессионалы.
Ведь, простое стечение обстоятельств, человеческий фактор и сложные погодные условия могут сыграть роковую роль.