Кто виноват в аварии в Сочи: диспетчера или пилоты авиакомпании UTair?

Илона04.09.20183
new1-4-09-2018.jpg

Одной из главных тем в прессе на минувших выходных стало ЧП с пассажирским самолетом в Сочи. Эксперты туристического рынка пытались понять, по какой причине Боинг 737-800 авиакомпании UTair выкатился в русло реки. Спустя несколько дней после инцидента журналистам интервью дал заслуженный пилот СССР член общественных советов при Росавиации и Ространснадзоре Олег Смирнов.

По словам эксперта, случилась авария в сложнейших условиях. Во-первых время было позднее, во-вторых шел сильный дождь. Сложность для пилотов заключалась еще и в том, что были ограничения в маневре. Аэропорт Сочи позволяет заходить на посадку только по одному курсу, со стороны моря. Так как с первого раза зайти на взлетно-посадочную полосу не получилось, пилот решил направить воздушное судно на второй круг. Теперь экспертам, которые занимаются расследованием ЧП, предстоит проанализировать случившееся. Не последним вопросом является и вероятность ошибки пилота. По идее, командир корабля должен рассчитать посадку так, чтобы приземлиться в начале взлетно-посадочной полосы. Однако в этой ситуации воздушное судно земли коснулось гораздо дальше. Помешал и попутный ветер.

Именно потому не остановился самолет так быстро, как рассчитывал пилот. По словам Смирнова, самолеты часто выкатываются за пределы полос, именно для этой цели в каждом аэропорту взлетно-посадочная полоса имеет продолжение. Называется эта полоса аварийной. Как правило, это грунтовая дорога, которая содержится в идеальном состоянии. Самолет никогда не повредится так сильно, как судно авиакомпании UTair в Сочи, если выкатится на эту полосу. Однако в этой ситуации самолет миновал даже эту полосу и скатился в горную реку. Эксперт считает, что разрушение стоек шасси свидетельствует о том, что самолет двигался слишком быстро. Работающими двигателями судно зарылось в грунт и загорелось.

В своем блоге размышления опубликовал и действующий пилот Boeing 737 Денис Окань, который много раз летал в Сочи. По его словам, тормоза у воздушного судна отказать не могли, так как система продублирована. Сразу две системы выйти из строя не могут. Возможно неиспользование реверса. Пилоты могли промедлить с его включением, если он неожиданно отказал. В таких погодных условиях вообще садиться в Сочи не следовало. Для этого есть запасной аэропорт. Погодные условия в тот день никак не способствовали посадке воздушного судна. Порывы ветра составляли 12 м/с. В то время на аэродром зашла сильная гроза с дождем и видимость снизилась в несколько раз. Пилоты просто не имеют права заходить на посадку, располагая информацией о таких обстоятельствах. Попробовать снова пилоты решили из-за указаний диспетчеров.

Если судить о ситуации с записи переговоров, которая уже успела попасть в сеть, именно диспетчер сообщил пилотам об улучшении погоды. В разговоре есть фраза диспетчера, которую можно расценить, как провокацию. Фраза звучала подобным образом: « Давай, давай, садись погода хорошая». Возможно, командир воздушного судна и сомневался, однако утверждение диспетчера сыграло решающую роль. Что случилось дальше, многие уже узнали из сообщений журналистов. Только чудом можно назвать то, что никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. От сердечного приступа скончался Владимир Бегиян, начальник комплексной смены аэропорта. Именно он был первым, кто прибыл к горящему воздушному судну и координировал спасательную операцию.

Скорее всего, Бегиян переволновался из-за случившегося. Как аэропорт, так и авиакомпания вынуждены пройти проверки. Простым пассажирам в этой ситуации важно одно, пилоты обязаны сделать правильные выводы. У авиакомпании UTair уже был похожий случай в апреле 2016 года. Тогда в Воронеже судно выехало за пределы взлетно-посадочной полосы. Обошлось без жертв. В 2012 году в аэропорту Внуково произошла авиакатастрофа по аналогичным причинам с ТУ-204 авиакомпании Red Wings. Тогда погибло 5 человек, а обломки самолета собирали на Киевском шоссе.

3 comments

  • Avatar
    Юлия11

    05.09.2018 at 18:55

    Почему-то уверенна, то виновными сделают пилотов. Уже начали говорить, что 3 часа ночи — это самое не благоприятное время для человеческого организма в целом и мозга в частности. Все процессы замедляются и человек начинает хуже соображать. И даже несмотря на то, что пилоты имели огромный опыт и часто летали по ночам, они все равно могли принять не правильное решение именно из-за ночного времени. Для меня такие объяснения по меньшей мере странные. Если работать ночью так опасно, то почему так много людей работают в ночные смены? И почему самолеты летают по ночам если это опасно? Может лучше сделать только дневные рейсы и опасностей меньше будет…

  • Avatar
    Dashkanya17

    05.09.2018 at 20:07

    Пока не было официального заключения, все озвученные причины случившегося –просто разговоры. С одной стороны, ответственность за рейс лежит на командире воздушного судна, но и полностью перекладывать вину на пилотов, наверное, не совсем правильно. Действия диспетчера также стоит брать во внимание, ведь его прямая обязанность координировать движение в воздухе. Когда пилоты не смогли зайти на посадку с первого раза и приняли решение заходить на второй круг, то эти действия наверняка обсуждались с диспетчером, который мог отправить самолет на запасной аэродром. И человеческий фактор имеет место быть. Долго можно размышлять на эту тему, виновных назначат, но хорошо, что все относительно хорошо закончилось, финал мог быть гораздо печальнее…

  • Avatar
    Tatciana

    06.09.2018 at 00:10

    Весь удар на себя принял Владимир Бегиян, начальник смены. Кто-то может сказать, что у каждого своя судьба и чему быть, того не миновать, но, ведь, именно благодаря его правильным действиям спасательная операция прошла быстро и обошлось без жертв.
    В некоторой степени, я соглашусь с Юлией, как правило, вину всегда перекладывают на пилотов и командира воздушного судна, а диспетчерам удается избежать ответственности.
    Сложно ориентироваться на запись, которая попала в сеть, без официального подтверждения. Но все же, в сложные погодные условия, проще снять рейс чем рисковать сотней пассажиров, даже если за штурвалом профессионалы.
    Ведь, простое стечение обстоятельств, человеческий фактор и сложные погодные условия могут сыграть роковую роль.


Войдите, чтобы добавить комментарий