Российский туристический стартап TravelChain, который в конце прошлого года уже обсуждался, объявил о начале сбора средств. Собирают необходимую сумму в криптовалютах, до февраля следующего года собираются привлечь сумму эквивалентную 10 млн. долларов. Одной из основных целей, которые были заявлены организаторами — развитие системы блокчейна, который должен помочь в работе поставщикам туристического продукта и убрать из ринка посредников. Сейчас тема привлечения средств и развития рынка активно обсуждается в группе «Трэвэл Президиум» в социальной сети Фейсбук.
Инициаторы стартапа TravelChain сообщают, что планируют создать некую платформу, которая будет вмещать в себя подробную информацию о потенциальных клиентах туристических фирм. Платформа позволит узнать, где человек до этого уже бывал, сколько денег тратил на поездки и сколько сможет потратить. Если туроператор располагает такой информацией, сможет сформировать идеальный для клиента тур, который воплотит все его желания. Именно такой продукт будет пользоваться активным спросом в будущем, считают эксперты.
Откуда взять такую информацию?
Инициаторы TravelChain считают, что нужно к наполнению привлечь самих же туристов. Понятно, что не бесплатно, а за трэвел-токены — внутреннюю криптовалюту, которую позже можно будет использовать для оплаты туристических услуг, формируемых партнерами TravelChain. Еще одним источником, более заинтересованным в наполнении платформы являются сами туристические фирмы.
Авторы очень живописно рекламируют свой проект. В White Paper есть даже «Пример путешествия», в котором показано, как за несколько месяцев можно накопить трэвел-токенов на поездку. Туристы довольны, а портал располагает всей необходимой для себя информацией.
Понятно, что в такой ситуации туристические агенты считаются лишним звеном в цепочке взаимодействия между туристом и поставщиком продукта. Получается, что искусственный интеллект будет заниматься подбором вариантов размещения с учетом потребностей клиента.
Естественно, такая идея могла бы всем сэкономить деньги, но наблюдатели считают, что TravelChain ранее не был связан с туристическим бизнесом, потому инициаторы полны оптимизма. Несмотря на качественный и детальный сбор данных, львиная доля путешествий придется на групповые туры по минимальной цене. Для чего формировать такие туры под индивидуальный запрос? Более того, эксперты считают, что можно и не привлекать к сбору информации дорогостоящую технологию блокчейн — все данные есть в профильных сетях.
Есть и платежеспособная часть туристической аудитории, которая будет обращать внимание на индивидуальные предложения. Понятно, что организация такого отдыха не может быть дешевой, потому сложно угадать, захочет ли клиент доверять такое дело умной, но все же бездушной машине. Вполне реально, что туристу будет гораздо удобнее пообщаться с турагентом, которому может доверять. По крайней мере, в ближайшем будущем. Более того, автоматизированная система не предусматривает контроль качества. Можно ли надеяться, что оно будет безупречным настолько, что даже контролировать не нужно?
Как управлять системой?
У экспертов также возникают вопросы и к принципу управления системой. Инициаторы сообщают, что это будет публичный блокчейн с открытым кодом, к которому будет доступ у всех пользователей системы. Они считают, что только так можно побороть монополию тех участников, которые обладают большим объемом информации. В такой ситуации может возникнуть еще одна проблема — захочет ли компания становиться участником системы, которая собирается уровнять ее с мелкой турфирмой? Для чего делить собственные данные с кем-то?
Как вы думаете, есть ли будущее у TravelChain?