Иностранных туристов все более привлекает быт и традиции коренных народов нашей страны. Одни из них — эвенки. В преддверии нового туристического сезона территория этноцентра «Мэнэдек» (в пер. «Стойбище»), что в Камчатском крае, подверглась ряду преобразований. В частности, появились новые знаки-указатели, выполненные в традиционном стиле. Изменился также дизайн столовой.
В июле текущего года стойбище посетило огромное количество как отечественных, так и иностранных туристов — французов, немцев, эстонцев и др. 18 июля сотрудники этнографического центра провели свадебный обряд по эвенскому обычаю. Его уникальность в том, что «брачующимися» стали туристы из Австралии. Гости полуострова имели возможность лицезреть постановки, рассказывающие об эвенских обрядах. Их подготовили участники ансамблей «Нургэнэк» и «Легенда». Также туристов ждало знакомство с такими экспозициями, как «Процесс выделки оленьей шкуры», «Рыбалка эвенков» и прочие. Стало традицией угощать гостей стойбища блюда национальной кухни — жарким из медвежатины, печеными яйцами, дуктэми, силавуном и другими
Этнокультурный центр «Мэнэдек» располагается в 2 километрах от села Анавгай. Его построили в 2004 году. На территории этнокультурного центра находятся традиционные жилища коряков и эвенков — яранги и юрты, а также хозпостройки — мамычки и балаганы. Главное их предназначение — хранение утвари и одежды.Перед тем, как попасть в стойбище, каждый турист обязан пройти очищающий обряд по обычаю эвенков — под чарующие и пугающие звуки бубена перешагнуть через небольшой костер. После этого туристов обмахивают можжевеловой веточкой. И только лишь по завершению этого обряда начинается увлекательная экскурсия по стойбищу. Гостей стойбища ждут мастер-классы, дегустация эвенских блюд, посещение юрт и яранг, знакомство с традициями и обрядами, национальные игры и праздники, экологические фестивали.
Я думаю, не только иностранных туристов привлекают эти места. Это интересно и тем, кто живет в одной с эвенками стране, но чей быт и культура ушли гораздо дальше, чем у этих северных народов. Многие северные племена кочевников продолжают жить в первобытных условиях. Им это привычно и не в тягость. Очень хотелось бы посмотреть и на этих людей, и на их жилье, на то, как они говорят, как обращаются в семье, как воспитывают детей, чем питаются в суровых условиях. Знаю, что хотя и справляются они благополучно со стихиями Севера, продолжительность их жизни недолгая. Тяжелые условия жизни, лечение зачастую примитивными шаманскими методами накладывают отпечаток на их внешность и сильно укорачивают жизнь.