Профессиональная среда неоднозначно восприняла новости об отмене чартерных программ туроператором «Натали Турс». Как и в любой другой ситуации, есть те, кто верит в положительный исход и скептики.
Отметим, рассылка с информацией о прекращении чартеров с 30 июня была отправлена агентам 29 июня. Речь идет о турах на базе чартерной перевозки в Римини, Барселону, Катанию, Анталью, Неаполь, Ираклион. Партнеры туроператора шокированы такой внезапностью. Турагенты были вынуждены в оперативном порядке связываться со своими и клиентами, чтобы уведомить о невозможности вылететь. Многие уже собирались выезжать в аэропорты, потому нужно было активно работать.
Основным вопросом в сложившейся ситуации является возврат средств клиентам. Стоимость отмененного отдыха поставщик туристического продукта обещал компенсировать в полном объеме. Однако в рассылке партнерам нет точных сроков. По традиции, компенсацию стоит ожидать согласно действующему законодательству. Главным фактором стресса является неясность. Несложно догадаться, что в ближайшем будущем пойдет волна судебных разбирательств, которая, скорее всего, затронет турагентов.
Проблемы есть у всех
Вопросы относительно дальнейших действий есть и у тех туристов, которые уже сейчас находятся на отдыхе. 30 июня возникли сложности у туристов в Испании. World 2 Meet (принимающий партнер «Натали Турс») отказал путешественникам в дальнейшем обслуживании.
Чтобы продлить свой отдых, они были вынуждены оплачивать часть услуг заново. В объекте размещения Estival Park Salou Hotel 4* постояльцам пришлось заново оплатить размещение. Похожие проблемы настигли туристов и в других странах. Что касается «Натали Турс», они предупредили агентов, что их клиентам придется заново оплатить размещение. Средства должны компенсировать, но когда – неясно.
Генеральный директор юридической фирмы «Система Сервис» В. Вепренцев считает, что в сложившейся ситуации исход зависит во многом и от самих туристов. Во-первых, необходимо собирать копии всех документов, которыми сопровождаются платежи. Во-вторых, внимательно следить за последними новостями, чтобы не пропустить альтернативные варианты. Так как туроператор официально заявляет о предстоящей компенсации, подтверждений будет достаточно. Клиенты, туры которых не состоялись, должны сначала составить официальную претензию на имя поставщика туристических услуг и ожидать получение средств.
Если верить тому, что говорит президент «Натали Турс» В. Воробьев, масштабы проблемы невелики. Цепочка чартеров, которую пришлось снять, составляет около 20% общего объема продаж туроператора. Некоторые агентства считают, что отказ от программы послужит только положительно. Туроператор может без существенного ущерба уйти из массового сегмента, чтобы стать компанией – агрегатором разного рода услуг и конструктором туров.
С другой стороны, даже в том случае, если компания сможет оперативно вернуть средства всем своим клиентам, избежать негативных имиджевых проблем не получится. С учетом того, что ситуация уже успела облететь СМИ, ожидать увеличения продаж в летний период не стоит. Скорее сего, проблемы будут и с акциями раннего бронирования. Главное сейчас, чтобы В. Вепренцеву хватило средств и авторитета, чтобы вывести деятельность компании на ровную линию.
В этом году неоднократно слышала о проблемах с перелетами от подруг, работающих в туризме. И, думаю, не я одна. Я считаю, что и туристам, и туроператорам нужно правильно расчитывать силы. Туроператорам отказываться от чартеров в пользу более надежных путешествий. Туристам не пытаться сэкономить на всем, выбирая супербюджетный отдых все включено, и любой недостаток в таком отдыхе списывать на плохую работу турагентов. Хотя бы частичный отказ от чартеров пойдет на пользу всем.