Пока эксперты прогнозируют, смогут ли рассчитывать на выплаты туристы Натали Турс, в социальных сетях распространяются истории со счастливым финалом. Некоторые клиенты все же смогли добиться 100% компенсации собственных средств. Причем обратились они не к туроператору, а в банк-эмитент пластиковой карты, с которой оплачивался туристический продукт. Работает ли чарджбек и можно ли с его помощью вернуть деньги?
У Натали Турс приобрела тур на Кубу москвичка Ирина еще в марте 2018 года. Оплатить свою покупку решила кредитной картой Мастеркард через сайт. Общая стоимость 250 000 руб. По плану отправиться на отдых клиентка должна была в августе. Однако 4 июля все туры Натали Турс аннулировали. Так как ей кредитную карту выпустил Сбербанк, Ирина решила обратиться в ближайшее отделение. Женщина написала заявление на возврат средств и приложила к нему уведомление от туроператора о том, что поездка не состоится, а также документы, подтверждающие оплату и покупку тура. Сначала банк в чарджбеке отказал, так как не был получен ответ от поставщика туристического продукта. Однако буквально через две недели запрос все уже одобрили. Вся сумма вернулась туристке на карту.
Подобные прецеденты описываются и другими пользователями в социальных сетях. Причём такая ситуация складывается не только с туроператором Натали Турс. Схема возврата средств, таким образом, основывается на том, что банк после запроса от клиента обращается к своему коллеге, который принял оплату. В свою очередь банк получатель претензию переадресовывает туристической фирме. Возражений ожидает в течение месяца. Если в это время не поступает никаких объяснений и возражений, требуемая сумма просто списывается со счета. С проблемных компаний, как правило, взять ничего. Потому банк эквайер (получатель) встает на сторону клиента и возвращает стоимость тура из собственных средств. Потом уже в судебном порядке возмещение пытается добиться наряду с другими кредиторами.
На практике чарджбек может весьма оперативно быть произведен. Некоторые банки эмитенты изначально возвращают держателю карты потраченные средства и только потом требуют их из эквайера. В качестве арбитра в некоторых ситуациях привлекают международную платежную систему. Даже если тур приобретался через турагентство, но оплата производилась картой, можно вернуть свои средства. Банк требует сумму у турагента, а потом уже начинает разбираться с проблемным поставщиком продукта. От всего объема рынка интернет-продаж запросы на возврат составляют примерно 1,5%. Удовлетворяют, как правило, половину заявлений. По крайней мере, такой статистикой располагает представитель направления интерактивных сервисов компании Вanki.ru.
Что касается риска финансовых потерь, их закладывают в стоимость эквайринга. От суммы платежа сейчас она стоит в среднем 2%. Сами же банки зачастую страдают от возврата средств. Однако убирать этот инструмент на фоне сильной конкуренции никто не решается. По словам Елены Калинкиной, для повышения шансов получения компенсации следует в банк предоставить как можно больше доказательств, что добровольно услуга оказана не будет и деньги не возвращают. Чем больше доказательств, тем больше шансов получить свои деньги.