Профессиональные группы туристических агентов в социальных сетях кипят обсуждениями насчет необходимости взымать плату с клиентов за подбор тура и сопутствующие консультации. В последнее время участились случаи, когда потенциальные клиенты подсчитывают стоимость тура у профессионалов, а покупают — на онлайн-агрегаторах или у «скидочных» агентов. Консультация по турам отнимает много времени, потому участники рынка ищут варианты отсеивания ложных туристов.
Всем, кто с такой ситуацией не согласен, предлагают брать оплату за подбор туристического продукта. В отличие от российских туристических компаний западные коллеги уже давно выделяют отдельным видом услуг консультации относительно путешествий. Как рассказала Валерия Романенкова, экс директор департамента маркетинга, продаж и работы с агентствами ICS Travel Group западные рынки уже давно приспособились к изменениям в доле продаж. Там туристы и туристические фирмы привыкли к интернет-продажам. В связи с этим, стоимость оффлайновый консультации у профессионального туристического агента может доходить 200-300 евро.
Суть в договоре?
Анна Подгорная гендиректор поставщика туристического продукта «Пегас Туристик» считает, что консультации должны быть оплачены, как и любой другой труд. Эксперт допускает, между турфирмой и клиентом необходимо составить юридически грамотный договор. Так получится избежать сложностей с недовольными туристами. Суть работы туристического агента заключается в предоставлении большого количества консультаций. Если эти консультации предназначены только для реальных покупателей, экономится время.
Сергей Ромашкин гендиректор поставщика туристического продукта «Дельфин» считает, без живого общения продаж не будет. Как это часто бывает, туристическая розница во мнениях относительно целесообразности введения оплаты консультации разделилась. Некоторые считают этот вопрос «скользким». Виктор Акулинин директор БММТ «Спутник Тамбов» считает, с введением платных консультаций начнется волна протестов. Туристы могут отказаться от услуг агентов, которые будут требовать доплаты. В любом случае, найдется часть тех, кто будет проводить консультации бесплатно. Клиент останется на их стороне.
Многие представители туристических агентств опасаются введения доплаты за консультацию из-за потенциальных проблем с законом. Платная консультация в теории могла бы отсеять клиентов, которые ничего покупать не намерены. Александр Иосифян директор БММТ «Спутник Домодедово» считает, для того чтобы вводить платные консультации, нужно пересмотреть их содержание. Никто не будет платить за стандартный набор слов. Без него можно обойтись, бронируя тур в онлайн-агрегатора.
По словам Надежды Ефремовой руководителя правовой службы АТОР, проблем с законом из-за предоставления платных консультаций не возникнет. Оказание платных услуг по подбору туристического продукта не является нарушением. Сергей Ромашкин уверен, что можно отсеять любителей бесплатных консультаций и без введения дополнительной оплаты.
В свое время туроператор «Дельфин» ввел правило, согласно которому консультация автоматически прекращалась, если клиент не покупает туристический продукт за полчаса. Этого времени даже более чем достаточно для обсуждения всех деталей. Идея также пришлась по душе Александру Казину генеральному директору туристического агентства «Ингостур Центр». Агент может бесплатно предоставлять только минимальный объем информации. После заказа тура выбирается все остальное, а консультация продолжается.
Онлайн-агрегаторы заметно теснят туристические агентства. Одна из их особенностей: минимизирование человеческого фактора.
Туристические агентства, наоборот, предполагают личный контакт, и консультации – один из способов привлечения клиента.
На западе в турагентства, в основном, обращаются пожилые люди, не умеющие самостоятельно организовывать свои поездки и искать информацию в интернете. Ради своего комфорта они готовы переплатить за многие услуги.
Не знаю, насколько распугают российских туристов платные консультации…
Конкуренция, от нее никуда не деться. К сожалению, так и есть. Люди всегда стараются найти более выгодный вариант. так не только с турами, но и в остальном: пошел в магазин получил консультацию о телефоне или холодильнике, а купил, такой же, дешевле, через интернет. С одной стороны все равно всегда остаются клиенты предпочитающие не искать ничего в интернете, а прийти и чтоб им подобрали наиболее подходящий тур. С другой же количество клиентов снижается. Как по мне нужно проводить агитационную программу для привлечения со скрытой ценной. А дополнительные растраты вряд ли кого-то привлекут. И если так уж разобраться, стоимость тура через агентство дороже, по идее в эту разницу должна уже входить консультация?!