В дискуссионном клубе Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) состоялось обсуждение вопросов развития туризма. Отдых в Арктике может охватывать еще и 70 муниципальных районов Карелии, утверждают эксперты, а это огромная территория с хорошим потенциалом. Если комбинировать несколько видов туристического продукта, интерес в несколько раз вырастет.
На сегодняшний день развитие туризма в арктической зоне имеет все шансы. Несмотря на негативное влияние потепления, туристы более склонны выбирать те регионы, где климат мягче. Соответственно можно заняться развитием эксклюзивных маршрутов или стандартного экологического, спортивного, экстремального туризма. Такие страны как Швеция, Финляндия и Норвегия уже давно занимаются развитием туризма в арктической зоне. Местные региональные бюджеты получают хороший доход, а туристические потоки увеличиваются.
К примеру, в Норвегии очень часто туристам предлагают маршрут выходного дня, охватывающий достопримечательности Шпицбергена. Шпицберген в спросе среди туристов, в том числе и потому, что имеет регулярное ежедневное авиасообщение с Осло. Если пересчитать стоимость билета в рубли — выйдет 6000. Из России же на Грумант (русское название Шпицбергена) всего один раз в два месяца летает самолет. Статистика гласит, что часть доходов, которые поступают в бюджет от туризма в Арктике, составляет всего 1%.
Ольга Зайкова генеральный директор ООО «РедКонгресс Групп» считает, что проблема заключается в отсутствии поддержки со стороны государства в этой сфере. Есть и другие проблемы, но при наличии финансирования можно было бы их решить. По словам Алексея Алтынцева советника заместителя губернатора Архангельской области, страны Скандинавии имеют больше шансов на развитие туризма. Там проживает много платежеспособного населения, соответственно, вложения быстрее окупаются. Более того, скандинавские туристы в большинстве своем могут себе позволить дорогие северные путешествия.
Эксперты уверены, нужно заботиться не только о финансовой составляющей развития, но и об информационной поддержке арктических маршрутов. Большая часть туристов даже не знают, чем можно заняться на этих территориях. По словам Алтынцева дороговизна отдыха в Арктике связана, в том числе с плохо развитой инфраструктурой городов. Отсутствие конкуренции в любом случае установит высокие цены на туристические услуги. По словам Екатерины Ледокол, основателя социальной культурной платформы «Ледокол», есть еще несколько проблем, которые мешают нормально развиваться туризму в Арктике. Таковыми являются закрытые территории.
К примеру она привела прекраснейшей природной красоты территорию — Землю Франца-Иосифа, которая может конкурировать со Шпицбергеном, но в силу закрытого режима туристы практически не имеют возможности туда добраться. Чтобы выйти из ситуации, необходимо разработать законопроект, который позволил бы поставщикам туристического продукта организовывать групповые поездки на закрытые территории. Кроме этого, надо разрешить использование аэродромов МО, являющихся объектами двойного назначения.
Эксперты считают, что все нюансы нужно продумать на законодательном уровне. Сейчас арктическим туризмом мало кто интересуется, так как это дорого и требует оформления разрешений. К примеру, чтобы вывезти на один день в тундру группу из 5 человек необходимо сначала оформить 5 разрешений. Этот процесс может занять около 2 месяцев. Естественно, никто так долго ждать не хочет.
Другого мнения руководитель Федерации спортивного туризма республики Карелия Петр Груздев. Эксперт полагает, что участники дискуссии преувеличили слухи о дороговизне туризма в Арктике. Груздев рассказал о намерениях доказать туристическому бизнесу и потребителям, что на этой территории можно отдохнуть доступно. Уже сейчас предлагаются десятидневные туры по территории российской Карелии, а также Ненецкому автономному округу по 25-35 000 рублей с включением дороги. Из-за отсутствия нормальной рекламы о такой возможности мало кто знает. Эксперт полагает, что массовый туризм в Арктике и не нужен. Это направление должно привлекать внимание небольших групп и той категории туристов, которая действительно интересуется природными достопримечательностями регионов.
В России много мест, которые могут быть интересными для посещения. Про многие из них мало кто знает, а к некоторым известным не так просто приехать. Сделав вложения средств, можно расширить список уникальных мест для посещения туристам и увеличить доход, а также рабочих мест в туристической сфере. Естественно нужно следить за тем, чтобы красивые места не стали загрязненными, по примеру уже не одного курорта в разных точках планеты.