Европейский союз сообщает о намерении ужесточить требования к психическому здоровью пилотов перевозчиков, которые работают на рейсах в Европу. Нововведение вступит в силу с 2020 года. Вместе с этим планируют ввести и новые правила проверки экипажей. Информация стала известна от РБК со ссылкой на постановление Европейской комиссии.
Согласно документу, авиакомпании должны разработать программы психологической поддержки своих сотрудников. Кроме этого, перед тем как допустить экипаж к выполнению рейса, летчиков должны проверить на наличие в крови запрещенных веществ. Среди таких наркотики, алкоголь, снотворное, галлюциногены, а также препараты, которые стимулируют центральную нервную систему. Не попадают под запрет кофеин и табак.
Эксперты полагают, что разработать новые правила европейская комиссия решила после трагедии, которая случилась в марте 2015 года. Напомним, тогда второй пилот перевозчика Germanwings во время выполнения рейса в Дюссельдорф из Барселоны врезался в гору во время полета над французскими Альпами. В результате погибло 6 членов экипажа и 144 пассажира. В рамках расследования удалось узнать, что пилот страдал бессонницей и депрессией, однако к полетам его допустили.
Наблюдатели считают, что нововведение, предложенное ЕС, является безусловно нужным. Однако следует обратить внимание, что расходы авиакомпаний с их внедрением возрастут. Подорожать могут авиабилеты, так как затраты авиакомпании по традиции возложат на своих клиентов. Стоит обратить внимание и на тот факт, что документ распространяется не только на перевозчиков Евросоюза, но и на зарубежные авиакомпании, которые выполняют рейсы в Европу. Очевидно, соответствовать нововведению придется и российским представителям авиационной отрасли.
Эксперты напомнили, требование российской стороны к пассажирским воздушным перевозкам и так жесткие. Пока неизвестно, как их увяжут с вводимыми нормативами ЕС.
Насколько я помню из репортажа про пилота, который направил самолет в гору, он неоднократно обращался к психиатрам и был не самым уравновешенным. Непонятно как можно было допускать к полетам людей, которые не приносят справки из больниц, что они не имеют психологических проблем. Когда нужно получить автомобильные права, нужно приносить справки от разных врачей, в том числе от психиатра. Самолет, это не просто автомобиль, а гораздо более ответственная вещь, поэтому логично было бы приносить такие справки постоянно.
>
Это, видимо, в России так, а вот в Европе — не уверена. Во всяком случае, в Норвегии для получения водительских прав требуется только справка о состоянии зрения, и то не от врача, а специалиста из Оптики. Назначая лекарства, при приеме которых нельзя водить машину, от этом просто предупреждают. Но это все равно ответственность самого водителя, права при этом не изымают. Не знаю точно, как должны поступать врачи при диагностировании тяжелых психических заболеваний, но наверное, куда-то сообщают, что человек не может водить машину. А вот депрессии, бессонницы и подобные вещи не являются основанием для лишения водительских прав. Скорее всего, это более-менее общеевропейская практика.
При этом многие авиаперевозчики, особенно лоукостеры (экономичные), стремятся максимально использовать технику и под завязку загружают работой экипаж. Конечно, есть какие-то нормативы, а в Западной Европе еще и профсоюзы стремятся защищать права персонала. Но все же усталость и оптимизация ведут к сбоям в «человеческом факторе», и не только в воздухе, но и на земле. Вспомните проблемы с персоналом у диспетчерской компании, которые привели к столкновению над Боденским озером.
Так что не уверена, смогут ли отследить психическое здоровье летчиков, которые совершают порой 4 полета за смену… Тем более что важна не только психика летчиков, но и всех, кто отвечает за безопасность полетов. А небо все больше «загружено» самолетами. В том числе грузовыми и военными.
Я считаю, что должны быть проверки не только пилотов, но и водителей автобусов. Они и сейчас есть, но как-то толку от них мало сильно. У нас вон частенько в новостях показывают, как нетрезвый водитель маршрутки попадает в ДТП. Да, водителя маршруток — это масштаб абсолютно несравним с пилотами, но все же проблема есть. Загружать экипажи работой до упаду также следует запретить. Причем пока в законе это не пропишут — дела не будет. Я понимаю, пассажирам невыгодно, когда рейсы задерживают, но лучше вылететь позже, чем вылететь с валившимся с ног экипажем.
Довольно часто в новостях мелькают забастовки профсоюзов разных авиакомпаний по поводу оплаты труда. Из этого делаешь выводы, что где то профсоюзы реально на что то способны, в нашей стране такое представить сложно. Но несмотря на их работу, получается, что нагрузка на сотрудников так и остается большой. С одной стороны эти страны считаются в первых рядах, с другой, чем они отличаются от так называемых стран заднего ряда.