Согласно системе добровольной классификации санаториев по качеству и уровню предоставляемых услуг объекты делятся на 4 группы: «премиум», «бизнес», «стандарт» и «эконом». Объект должен рассчитывать на соответствующий уровень, исходя из собственных возможностей.
Эксперты считают, классификация объектов курортно-санаторного комплекса положительно скажется на сервисе. До этого времени средства размещения использовали собственную классификацию. Не всегда она соответствовала действительности. По словам Сергея Ромашкина генерального директора поставщика туристического продукта «Дельфин» туристы смогут адекватно оценить уровень размещения в санаториях.
Классификация у каждого своя
Помимо внедряющейся классификации существовала и та, которую использовали туроператоры на основании субъективного мнения. Объекту выставлялись оценки, которые потом оглашались клиентам. По информации представителей национального туроператора «Алеан», санаториям, в отличие от отелей, сложнее пройти процедуру определения уровня. Кроме основы гостеприимства необходимо учитывать и функционирование медицинского учреждения. От этого классификация в целом усложняется.
Подтверждает высказывание и Сергей Ромашкин. По сути, обозначить уровень лечения невозможно. У каждого объекта оно разное как по содержанию, так по персоналу, и по оборудованию. Опорно-двигательный санаторий не может соревноваться с сердечно-сосудистыми. Участники рынка считают, даже наличие официальной категории у здравницы вряд ли положительно скажется на динамике продаж путевок. Во время выбора санатория клиенты ориентируются на стоимость услуг и на специализацию. Каждому туристу необходим определенный профиль лечения. При этом на втором плане наличие рекламы и площадь ресторана.
Главное — цена
По словам представителей «Мультитура» в последнее время туристы в первую очередь обращают внимание именно на ценник. На втором плане наличие дополнительных услуг. В сложившейся ситуации даже наличие сертификата о пройденной классификации вряд ли будет учитываться туристами. Возможно, на него обратят внимание в том случае, если придется выбирать среди нескольких похожих объектов. В целом эксперты согласны, пока рано говорить об эффективности нововведений в сфере санаторно-курортного туризма. Новая классификация пока прошла только в 10 объектах. К тому же новшество сталкивается с несколькими спорными моментами.
Санаторная классификация может дополнять классическую (в звездах). Среднестатистического потребителя этот момент может ввести в заблуждение. К тому же эксперты считают, что термины «бизнес» и «эконом» в случае с оздоровительным туризмом не отражают реальную картину. Российская санаторная система всегда была демократичной и это многие знают.
Представители «Алеана» считают, что подобное наименование категорий может незаслуженно понизить имидж объекта. К тому же новая система классификации пока добровольна, потому пройти ее захотят не все. Сами здравницы, которые успели пройти систему классификации, пока об этом поставщику туристического продукта не сообщают. Туроператоры будут готовы использовать систему, если она станет общепринятой. Пока это эксперимент, туристам сообщать об уровне никто не будет.