По инициативе Министерства культуры провели семинар регионов ЦФО в Тамбове. Ключевой темой обсуждения стала перестройка работы российских музеев под потребности туризма. В Министерство культуры поступило предложение от АТОР создать постоянную рабочую группу для решения имеющихся проблем в сфере взаимодействия между туристическим бизнесом и музеями. Мероприятие состоялось 28 августа.
На нем побывали представители РСТ, региональных поставщиков туристического продукта, музеев федерального значения, а также главы отраслевых администраций. Позицию федерального туристического бизнеса в рамках семинара представила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. Манилова считает, что следует вносить изменения уже сейчас. Практически вся новейшая история Российской Федерации сталкивается с одними и теми же проблемами взаимоотношений музеев и туроператоров. Как минимум 10 лет ведется диалог между музеями и туристическим бизнесом. Однако проблему основную это так и не решило.
По словам заместителя Министра культуры России такая ситуация сложилась в связи с тем, что большая часть музейных администраций не желает принимать современные реалии. Следует уяснить, что функционал любого музея заключается не только в хранении и научной деятельности, но и в сотрудничестве с турбизнесом. Туризм является способом популяризации богатейшего наследия, которое было доверено государством. Майя Ломидзе объяснила предметно, какие изменения следует внести в сферу взаимодействия музейной отрасли и турбизнеса. Представители комитета по импортозамещению в туризме при Минкульте посетили множество регионов России. Потому на обсуждение за круглым столом вынесли те проблемы, которые присущи большинству. В каждом регионе они присутствуют.
Очень часто именно музеи являются драйверами туристического развития разных территорий. Достаточно часто гости прибывают в тот или иной регион с целью посещения конкретного музейного объекта. Яркими примерами является Царское село или Ясная Поляна. Именно потому музейные объекты должны перестроить свою работу в соответствии с потребностями путешественников. Одним из основных вопросов является ценообразование для экскурсионных тургрупп. Туристический бизнес должен в первую очередь уведомляться об изменении групповых тарифов. Только так можно запланировать посещение без сбоев. Иначе при продаже туристических пакетов с учетом посещения определенных музеев туристический бизнес попадает в заведомо невыигрышное положение.
В то же время международная практика уже давно приспособилась к иному. Если взять для примера Китай, музеи по закону не имеют права изменить стоимость входного билета без оповещения партнеров и клиентов за полгода. Второй наболевшей темой является экскурсионная программа в музеях. Эксперты комитета по импортозамещению уточнили, что музеи занимаются развитием большого количества программ, которые ориентируются на школьную и детскую аудиторию. Естественно этот аспект является очень важным. Однако подача информации разным категориям туристов в одной форме снижает интерес. Именно потому туристический бизнес все меньше включает подобные объекты в свои программы. Подачу материала и контент следует актуализировать.
Следующим проблемным блоком, касающимся взаимоотношений туроператоров и музеев, является адаптация режима работы к приему туристов. Шаги в этом направлении пока не делает большая часть музеев в России. График экскурсионных поездок страдает из-за несоответствующего режима работы достопримечательностей. Очень часто туристы планируют поездки на выходных. Если в это время музей закрыт, его из программы исключают. Именно потому туры выходного дня попадают в «серую» зону. Пока ни время работы музея, ни стоимость входного билета не регулируется Министерством культуры.
Давно пора было адаптировать Российские музеи под потребности потенциальных туристов и тот факт, что ради этого создадут специальную комиссию, которая, я надеюсь, промониторит потребности туристов и оценит адаптированность под них возможности музеев сможет дать эффективные рекомендации тем или иным музеям о предоставлении туристической программы и экспонатов выставленных на обзор в витринах, что в свою очередь вызовет огромный интерес к их посещению. Так же необходимо провести рекламную программу о малоизвестных музеях Российской Федерации, ведь существует множество интереснейших и редчайших экспонатов о которых люди попросту не знают.
А по моему нормально работают российские музеи. Выходной? Он нужен, без него никуда. Время посещения? Вполне нормальное. Ну, а для экстремалов, которые любят «Ночь в музее» выделен день (ночь). Пусть ходят в это время. А иначе, мы договоримся, что бы музеи начали круглосуточную работу. А кто за это заплатит? Даже взять смотрителя. Сейчас в зал нужен один/два, а при графике сутки трое — четыре! И зачем такие затраты? Пусть как работали, так и работают. И не надо «гнать волну».