Росстандарт выпустил приказ о создании специального технического комитета, который будет заниматься разработкой стандартов в сфере гостеприимства. Информация была обнародована 16 марта Алексеем Кожевниковым вице-президентом общественной организации «Опора России». Именно на базе этой организации и будет сформирован комитет.
Первое, чем планирует заняться новый орган — определение общей терминологии сферы гостеприимства. Все, кто имеет отношение к сфере индустрии гостеприимства, смогут участвовать в ее становлении только при наличии единого понятийного глоссария, уверен эксперт. На сегодняшний день отели, рестораны, туристические и транспортные компании, а также экскурсоводы практически не взаимодействуют друг с другом, хотя занимаются одним и тем же делом. В такой ситуации они могут получить взаимную помощь, если создать для этого все условия.
Проблема кроется в том, что все имеют разные представления о понятии гостеприимства, считает президент Федерации отельеров и рестораторов Игорь Бухаров. Эксперты уверены, это и является причиной путаницы. Причем проблема может быть даже в мелочах. Не позволяет выйти на широкую профессиональную аудиторию в организации событийных мероприятий разница используемых для их продвижения терминов, считает эксперт. Алексей Кожевников рассказывает, что бизнес может быть построен правильно только в том случае, если будет созвучен с властью. Это также окажется полезным в плане государственной поддержки.
Вице-президент «Опоры России «добавляет, что на сегодняшний день на Кавказе идет финансирование туризма по программе повышения квалификации работников туристической индустрии. Нужно понимать на представителей каких именно специальностей государство выделяет деньги, имеют ли они отношение к туротрасли.
Еще одна тема, которую будут обсуждать в комитете — методика подсчета турпотока. Сейчас Росстат дает одни цифры, Ростуризм — другие, регионы — третьи. Именно потому непонятно, кто из них прав. Для подсчета туристического потока нужно разработать единый стандарт. Как инвесторы, так и бизнес должны знать реальную картину. Во время разработки определенного проекта необходимо учитывать количество туристов, которые посещают тот или иной субъект РФ. От этого зависит и размер вкладов.
Порядок нужно навести и в устаревших ГОСТах, которые являются недействительными, но пока находятся в государственном классификаторе. По словам Вадима Прасова вице-президента ВРИО сейчас имеется большой объем документов, которые были разработаны в разные времена. Чтобы наладить нормальную работу всех ведомств и туристического бизнеса, нужно провести ревизию, исключить какие-то нормативы или доработать. Очень часто во время проведения проверок государственные органы используют морально устаревшие ГОСТы, в разработке которых не принимал участие ни бизнес, ни отельеры.
Наблюдатели рассказывают, что создание технического комитета является только первым шагом на пути к становлению индустрии гостеприимства. Скорее всего, стандарты, которые будут выработаны, не получат статус обязательных. В связи с этим, рассчитывать на решающее влияние на туристическую отрасль пока не стоит.
Мне кажется такое «явное» вмешательство правительства в отрасль туризма приведет лишь к тому, что продвигаться будут исключительно «блатные». То есть те отельеры, перевозчики и организаторы, у которых есть связи на верху или готовность делиться прибылью. Может быть, для самих туристов от такого подхода и будет польза (повышение общего уровня гостеприимства, например), но не для самих людей, работающих в тур-сфере.