Уникальная находка в Египте — статуя бабушки Тутанхамона

Уникальная находка в Египте — статуя бабушки Тутанхамона

news-31-03-2017-4.jpg

Уникальная находка была обнаружена в Египте на левом берегу Нила. Все туристические новости пестрят заголовками о статуе царицы Тии, обнаруженной во время ремонтных работ в Луксоре. О найденной находке также сообщило Министерство древностей Египта.

Статуя царицы обнаружили совершенно случайно — при поднятии фрагмента памятника фараону Аменхотепу. Уникальная находка, сохранившаяся в хорошем состоянии, была извлечена из погребального храма. Ее возраст, согласно подсчетам ученых, составляет порядка 3400 лет.

Аменхотеп III взял Тию, происходившую не из знатного рода, в жены на заре своего правления. В браке они родили шесть детей, одним из которых был отец Тутанхамона — Эхнатон, утвердивший в Египте культ Атона. Супруга Аменхотепа III  умерла примерно в 1340 году до нашей эры. Тия, наравне с Нефертити, считалась красивейшей женщиной Древнего Египта. Фараон Тутанхамон был внуком (по линии отца) царицы Тии.

Алебастровая статуя древнеегипетской красавицы выполнена в полный рост. Несмотря на столь почтенный возраст, скульптура находится в хорошем состоянии. Заметны не только черты лица царицы Тии, но и первоначальные цвета скульптуры.

Министр древностей Египта отмечает, что «уникальная, изящная и прекрасная статуя уцелела чудом». Ей удалось «пережить» разрушительное землетрясение (чего не скажешь о храме Аменхотепа Третьего) и многочисленные грабежи, которым подвергался разрушенный храм.

Тутанхамон вступил на трон, когда ему исполнилось десять лет. Спустя 9 лет он умер. Широкая слава пришла к фараону после обнаружения в начале ХХ века его гробницы, которая не была разграблена. Все ценности, находящиеся в ней, можно увидеть в лучших египетских музеях.

21 комментариев

  • Avatar
    ежиха

    30.03.2017 at 21:10

    Даже не знаю, с какой стороны начать. Наверное, про цвета. С цветами достаточно просто. В ДЕ был определенный канон. Кожа мужчины изображалась смуглой, женская -светлой и т.п. Краски были минерального происхождения, так что дошли они до нас и в храмах, и в гробницах в прекрасном состоянии. 
    Тейе была удивительной женщиной, вокруг ее имени много разнообразных легенд. Кстати, именно она и Аменхотеп III  были свекром и свекровью легендарной Нефертити и родителями не менее легендарного Эхнатона — пророка первой монотеистической религии. 
    Изображений Тейе до нас дошло превеликое множество. В основном скульптурных.В том числе на знаменитых на весь мир колоссах Мемнона у ног фараона изображена его царственная жена. Кстати, то изображение Тейе, о котором идет речь сейчас в том же месте нашли. И любимый всеми туристами скарабей Карнакского храма, вокруг которого они ходя кругами и загадывают желание, это — памятный знак в честь бракосочетания Аменхотепа и Тейе. «От Куша до Митанни нет другого царя, кроме Аменхотепа и другой царицы, кроме Тейе», написано на его постаменте.
    Очень интересно, что династические браки фараонов шли по женской линии, наследником становился муж старшей дочери предыдущего царя (поэтому они часто и женились на своих сестрах и дочерях). А прекрасная Тейе была мало того, что чернокожей нубийкой, так еще ее отец был смотрителем стада, а мать — кормилицей )). А похоронены они оказались в Долине Царей , главном некрополе, где фараонов хоронили.
    А еще выдающийся американский египтолог Иммануил Великовский считал (и я не могу не согласиться), что, по всей видимости, их сын — Эхнатон, это — легендарный греческий царь Эдип. 
    Очень важно не путать двух египетских цариц по имени Тейе. Кстати, обе были нубийками. Еще одна — жена Рамзеса III, предводительница гаремного заговора. Тоже потрясающая дама с очень интересной судьбой. Ее изображение находится в берлинском музее (там же, где и голова Нефертити). Вот их путают постоянно и изображение второй Тейе часто выдается за «бабушкино».

    Итак,знакомимся. Скульптурное изображение. И Тейе, Великая Царская жена Аменхотепа III собственной персоной.

    Image

    Image

  • Avatar
    3lou_xopek

    31.03.2017 at 11:19

    Она неплохо выглядит, особенно если учитывать её возраст. Волосы уж точно красивые.

  • Avatar
    Иван

    31.03.2017 at 11:30

    Ага, не каждому в таком-то почтительном возрасте суждено таким свеженьким сохранится :) Не знаю, какие у меня были бы ощущения, если бы я такую мадам увидел в реальности. Мне-то и по фото кажется, что она прямо на меня смотрит. И да, волосы у нее при жизни наверное были очень красивые.Интересно, они седые? А то кажется, что нет. 

  • Avatar
    3lou_xopek

    31.03.2017 at 11:36

    Ну глаз у неё точно нет, поэтому она не может смотреть на тебя) А волосы не седеют после смерти, так что скорее всего нет. Не знаю насчет твоих ощущений, но в медицинском университете я воспринимал подобные мумии скорее как кукол, чем как людей.

  • Avatar
    ежиха

    31.03.2017 at 11:39

    Волосы не седые. Но слегка обесцветились натроном, который использовался при мумификации. Умерла мадам не слишком юной, так что, вполне возможно, что она красила волосы. Для этого использовалась древними египтянами хна. В зависимости от добавок, можно было получить разные оттенки вплоть до иссиня-черного.
    Кстати мумий с волосами немного, потому что в большинстве своем они брили голову и носили парики. В их климате это было гигиеничнее. Длинные волосы — это удел танцовщиц, акробатш и прочих женщин легкого поведения. Удивительно, что царица носила такую шевелюру. Впрочем, сей даме закон был неписан. А, возможно, это было связано с тем, что она практиковала обряды черной магии (по крайней мере ее в этом обвиняли). 

  • Avatar
    ежиха

    31.03.2017 at 11:47

    Как же нет глаз? Без какой-либо части тела человек в рай не попадет. Да и душа, вернувшись сюда на Землю, не сможет войти в свое убежище — тело (для чего мумии и делали). Поэтому обязательно делали протез. Глаза заменяли каменными. Если фотографию увеличить, то видно, что глаза есть. 
    А я мумии воспринимаю как абсолютно таких же людей, как мы с вами. :D Но это у меня профессиональная деформация.

  • Avatar
    plekhova27

    31.03.2017 at 13:01

    Следующий текст является не полным.  Прочесть статью полностью.
    Уникальная находка была обнаружена в Египте на левом берегу Нила. Все туристические новости пестрят заголовками о статуе царицы Тии, обнаруженной во время ремонтных работ в Луксоре. О найденной находке также сообщило Министерство древностей Египта.

  • Avatar
    Ribushka

    31.03.2017 at 15:48

    Что не день, так что-то да найдут в Египте. Это же сколько всего там есть! С ума можно сойти. Мне интересно, сами-то археологи не боятся такое находить? Ну ладно еще статуи — а вот мумии? Для меня, как для человека вообще не привыкшего видеть мумии — это страшное дело. Я бы скорее всего не смогла бы работать археологом в силу своих страхов. А что это за тряпочка у нее на голове накинута? Это так, чтобы какую-то таинственную нотку внести не до конца сняли ее? Я же правильно понимаю, это ткань, в которой была обернута мумия? 

  • Avatar
    ежиха

    31.03.2017 at 16:40

    Нет, ткань не старинная. Мумии были запеленуты в бинты. Вот тут можно увидеть эту же мумию, но со снятыми бинтами (Тейе — слева).Зачем мешковину на нее положили, не знаю.
    Иногда так фотографируют, когда какого-то фрагмента не хватает, но эта мумия в идеальном состоянии. 
    Я еще одну фотографию этой удивительной женщины хочу тут поместить. Когда входишь в Каирский Национальный Музей (тот самый, на Тахрире, где революция и произошла), сразу видишь исполинское изображение Аменхотепа III и Тейе. Есть даже легенда, что сначала эту статую поставили, а потом уже вокруг нее построили музей. Это не так, просто стену одну разобрали. А во дворе музея стоит моя самая любимая статуя. Правда современная. Основателю Каирской Египтологической Школы и кафедры египтологии в Каирском Университете. Памятник удивительному ученому, Владимиру Семеновичу Голенищеву.
    Image

    Image

    А что касается того, как археологи относятся к мумиям, не знаю. Я — не археолог, но друзей среди археологов много, и не раз удавалось сунуть свой любопытный нос на раскопках. Для меня это — живые люди.Ну как четвертая раса. Неподвижные? Ну так цари и императоры, наверное, перед подданными тоже не слишком быстро бегают.  :D
    А англичане в начале ХХ века без особого пиетета к мумиям относились — они ими топили топки первых паровозов. Удобрение для полей делали и т.п. Вот такая грустная история.
    А царицу Тейе жалко. Больной у них сын с Аменхотепом родился. У Эхнатона была водянка мозга, гидроцефалия и он был ложным гермафродитом. Если правда, что она занималась черной магией и приворожила царя, то это — расплата. 

  • Avatar
    Богдан

    31.03.2017 at 17:07

    Очень интересная тема. Правда, как-то нехорошо, что люди трогают тела умерших. Для науки и всяких исследований это очень нужное дело, а вот с человеческой точки зрения получается плохо. 
    Но вот меня задела эта тема. Я не особо задумывался над мумификацией, а вот увидел такую мумию царицы и заинтересовался.   

  • Avatar
    Ribushka

    31.03.2017 at 17:19

    Я сначала тоже подумала, может у нее куска головы не хватает. А если голова целая, так для чего нужен мешок? Ну да ладно, может это было так задумано. А волосы действительно очень красиво разложили. Будто на картине. Для меня мумии — это трупы, которых я боюсь жутко. Я понимаю, что они меня не укусят и не нападут, но как-то в душе холодок пробегает. Даже во время прощания на похоронах я так, мысленно прощаюсь, но к гробу не подхожу. Такой я человек. А вообще, судя по мумии — Тейе была высокой женщиной. Да и статуя вроде стройная.  Когда-то слышала (вот не скажу где, так как просто не помню), что на мумии остались родинки. Те которые были большими. Сначала на выпуклости никто не обратил внимание, а потом все же догадались. Это правда, вы не знаете? Может просто так процесс мумифицирования на коже проявился. Может она вовсе и не привораживала никого, просто была очень красивой. А фараон-то мужчина, как ни крути. Может она умела то, что другим и не снилось? Вот и была столь обожаема. 

  • Avatar
    3lou_xopek

    01.04.2017 at 01:42

    Это расплата за то, что фараоны, не желая осквернять свой род кем-то более низкого происхождения, зачастую вступали в кровосмесительные браки.

  • Avatar
    ежиха

    01.04.2017 at 14:09

    Этого не было никогда. Древние египтяне обладали уникальными медицинскими знаниями и, несмотря на то, что браки с сестрами и дочерьми вступали, о вреде кровосмешения знали и его не допускали. В отличие от тех же римлян.
    Что касается простых египтян, то обращение мужа и жены «брат и сестра» -это не более, чем вежливая формула. Кстати в современной Корее к жениху (и даже просто любимому) девушка обращается «старший брат». А у нас мужу запросто говорят: «Папа». Почитают наши потомки о нас и скажут, что мы выходили замуж и женились на своих родителях.
    Что касается фараонов, то, подобно богам, они вступали в брак с сестрами и дочерьми. Фараоном становился муж старшей дочери предыдущего царя. Очень разумно, сын может родиться больным, непригодным к власти (кстати, не Тейе и любовь к ней Аменхотепа, Эхнатон никогда бы фараоном не стал. Или, я считаю, это скорее был жреческий заговор, почему его на престол возвели, ну уже удалятся от темы не буду). Он мог родиться талантливым жрецом или полководцем. Поэтому жрецы и высшие сановники выбирали самого достойного, воспитывали его под себя, и женив на дочери предыдущего царя, возводили после смерти предшественника на престол. Конечно, всем хотелось видеть на троне своего сына, значит, женили на сестре. Но далеко не всегда. И правду, кто кому кем сыном приходился, чаще всего очень сложно узнать. Только если до коронации себя чем-то прославить успел. А так новый фараон становился богом Гором, а умерший — богом Осирисом. То есть с ритуально-мистической точки зрения были отцом и сыном.
    Для чего женились на дочерях? Это несколько раз  делал Рамзес II. Например, уходя на войну. Чтобы его трон никто не занял. Придя же с войны, он их ссылал жрицей в дальний храм )). Ну как в монастырь. 
    В общем, такая сестра или дочь были Великой Царской женой. Рожали они редко. Да и доказательств, что ребенок именно их, быть не может. Наследник престола считался сыном предыдущей царственной пары. Даже если он был не просто не родственником, а вообще иностранцем. 
    Так что все наши подозрения в инцесте — это заблуждение. Ну кроме случая с Эхнатоном и Нефертити, которая обучила искусству любви своих малолетних дочерей и отдала для утех мужу, который объявил младшим фараоном свою новую фаворитку Кийю, родившую ему Тутанхатона (Тутанхамона). Тутанхамон, кстати, тоже был женат на родной (единокровной сестре), но детки у них мертвые родились. Но на эту семейку Адамсов вообще не надо равняться. 
    (Я тут сломала немало копий, подозревая, что гробница Тутанхамона — фальсификация. Поясню, гробница строилась для верховного жреца Эйе, в царском списке Абидоса Тутанхамона нет, а логичнее всего было бы его туда внести. Но историческая личность Тутанхатон безусловно существовала. В том числе как наследник престола. Вот он ли вернул религию Амона и власть жрецам, тут не все ясно).
    Чувствую, запутала я всех.  :D

  • Avatar
    Иван

    01.04.2017 at 17:34

    Так а куда ее глаза дели? выкололи что-ли? Вроде должны быть глаза у нее. По крайней мере нигде не указано, что глаз у нее нет. Да и по фото видно, что там не дырка в голове вместо глаз. Так что все же смотрит она еще как. Пусть не на меня, ибо я ее никогда не видел, кроме как на фото, но в обьектив точно. Ух, такие у меня что-то мысли…

  • Avatar
    Иван

    01.04.2017 at 17:37

    Так вроде же расплата уже была у них. Почитайте, как много у них мертвых детей рождалось. А то, что у них было другое отношение к интимной жизни — так это конечно другой вопрос.  И в наше время хватает всяких разных мнений насчет этого. И те, кто занимается Бог знает чем никак не переубедишь, что это не правильно. Тогда вообще другое время. Судя по тому, какими знаниями египтяне владели — так они не только о кровосмешании, но и о многом другом точно знали. 

  • Avatar
    ежиха

    01.04.2017 at 19:47

    Причин мертворождений может быть очень много. Невынашивание из-за слишком юного возраста матери, болезни различные. Вон, до сих пор в Египте пандемия шестосомоза, и это при современных средствах лечения каждый первый уверен, что кровь в моче и в слезах мальчиков — это нормально — «мужчиной стал». И мумии все шестосомами заражены. А вообще, конечно, я согласна, могло и кровосмешение быть, просто документов подтверждающих или опровергающих нет.  Ну я как в юриспруденции предпочитаю «презумпцию невиновности».
    Но с другой стороны мы о египтянах многое от древнегреческих ученых знаем, а те им многие свои черты приписывали. 

  • Avatar
    ежиха

    01.04.2017 at 20:03

    Все верно видите, есть у нее глаза. После того, как мумия была изготовлена перед тем, как заложить ее в саркофаг, жрец, облаченный в маску бога Анубиса (шакала, отвечавшего за мумификацию и проводника в царство мертвых) проводил обряд «отверзания очей и уст». Потому что эти отверстия служат для того, чтобы душа могла в свое тело вернуться. А на место глаз помещали искусственные, их делали из обсидиана или эмали. А настоящие глаза (как и мозг) уничтожали. 
    Обсидиановые глаза еще как смотрят на нас. Жуть.  :lol:

  • Avatar
    Алевтина

    04.04.2017 at 16:12

    Да, находка интересная. Я могу только представить, какой восторг был археологов, когда они нашли очередную статую. Вообще интересная работа, если конечно исключить контакт с миром мертвых. Я сейчас имею в виду мумии. Хотя, они скорее всего вообще никак к ним не относятся. Ну нашли и нашли. Для них главное, какую ценность мумия имеет для истории, а личное отношение, такое, как у патологоанатома к трупам. Ведь они тоже при виде каждого трупа не кричат :»Ой, бедненький, как же тебя то так угораздило?». Археологам сложно только потому, что нужно иметь большой багаж знаний. Не всегда находка соответствует всему тому, что пишут. Нужно все по крупице разобрать, по полкам разложить, чтобы потом никто не сказал, мол Вася-археолог (ну это образно) — дурачок, не правильно написал. Так что их знаниями я восхищаюсь. 
    Мне интересно следить за всем, что в Египте находят. Это же надо, иметь такой богатый клад! Я имею в виду, столько древних находок. И сколько всего еще не нашли. 

  • Avatar
    3lou_xopek

    06.04.2017 at 13:52

    Учитывая то, как давно все это происходило, неудивительно что нет документов, напрямую подтверждающих факт инцеста среди фараонов. Проводилась генетическая экспертиза, подтвердившая что Тутанхамон является сынов Энхатона и его сестры. К тому же, сам Осирис был женат на своей сестре Исиде. Так что можно сказать что инцест хоть и был запрещен для простых людей, фараонам была не чужда очень близкая родственная любовь.

  • Avatar
    OrenTurist

    08.04.2017 at 14:05

    По истине все самое интересное в Египте, статуи, фараоны! Вот до бабушки уже дошли, самое интересное в каком возрасте ее похоронили? Судя по волосам ей не так много было да и на вид она не стара! 

  • Avatar
    Юля

    08.04.2017 at 14:15

    Ну не молоденькая она была точно, когда отдала Богу душу. Насчет волос, может быть и такое, что она их красила. На фото они действительно темные и цвет ровный. Как в реальности — не скажу, своими глазами я ее не видела. Аменхотеп 3 в возрасте около 50 умер (точно не скажу сколько было), а вот царица его пережила. Так что возраст был не девичий уже давно. Везде же пишут, что она красивая была, вот ее и любил царь до безумия. А может и действительно черной магией страдала, потому и любимая была до конца дней (дней царя). Судя по тому, что умели древние египтяне — она могла спокойно красить волосы, раз уж она вообще себе позволила такую роскошь — носить волосы, а не парик на бритой голове. 


Войдите, чтобы добавить комментарий