Турагентства имеют право взимать плату при продаже билетов

Турагентства имеют право взимать плату при продаже билетов

Илона07.10.20170
Илона07.10.20170
Турагентства имеют право взимать плату при продаже билетов

Согласно решению Верховного Суда, турагентства, которые продают билеты, имеют право взимать плату за сервисные услуги. Казалось бы, простой вопрос, но его решение было передано именно в руки Верховного суда. Как можно догадаться, это произошло не просто так. 

Право на взимание % за услуги чиновники Роспотребнадзора пытались отнять. Естественно, турагентству, которое получило обвинения, пришлось искать правды в высших инстанциях. Таковой и оказался Верховный Суд, принявший сторону турагентства. Впрочем, по словам экспертов-юристов для туристической фирмы больше всего проблем приносит борьба с агентской комиссией со стороны крупного поставщика туристической услуги.

Дело, которое пришлось рассматривать в Верховном Суде, заключалось в следующем: читинское агентство «Авиаэкспресс» продавало билеты на поезда «Федеральной пассажирской компании» по территории РФ, а также в страны Прибалтики и СНГ. Стоимость билета включала в себя не только установленный перевозчиком тариф, но и сервисный сбор в размере 300 рублей. Каждый потенциальный пассажир был осведомлен, что переплачивает, данная информация не скрывалась, утверждают в агентстве. Но все же Роспотребнадзор решил разобраться с компанией, расценив данный вид деятельности как обман потребителя. Нарушение предусматривает административную ответственность в виде штрафа 20 000 рублей.

Но, представители турагентства решили, что мириться с такими действиями нельзя, так как чиновники Роспотребнадзора «перегнули палку». Первая инстанция, которая стояла на пути к Верховному Суду, был Арбитражный суд Забайкальского края, который принял сторону ведомства. В качестве доводов агентству объяснили, что они не имели права взимать плату за услуги такого рода, потому что являются некоммерческой компанией. Согласно действующему законодательству, оформление проездных договоров на ЖД должно осуществляться бесплатно, так как не имеет никакой потребительской ценности.

Турфирма не остановилась и подала апелляцию. Уже высшая инстанция посчитала, что обмана потребителя в действиях турфирмы не было. Каждого клиента ставили в известность о взимании платы за услуги. Более того, оплачивали эту услугу по отдельной квитанции. Суд решил, что у будущего пассажира выбор был. Никто не запрещал приобретать билет непосредственно у перевозчика. Для многих важен комфорт. Такие клиенты не будут обращать внимание на 300 рублей комиссии, если понимают, что для экономии нужно еще куда-то ехать. А так, все на месте купили и можно быть свободными. Особенно актуально это для тех, кто находится в удаленности от прямого продавца. График работы везде разный и это также нужно учитывать.

Услуги по продажи ЖД билетов с комиссией за услуги не имеют материального выражения, но и имеют нематериальную составляющую, потому, собственно, и может быть включена эта комиссия. Если клиент согласен с критериями предоставляющейся услуги, он оплачивает ее стоимость. Более того, Верховный Суд обозначил, что клиент, покупая билет, получил названное благо, потому и платить за него должен.

Роспотребнадзор не смог в надзорной жалобе опровергнуть факт предоставления дополнительной услуги потребителю, который оплачивал ее в добровольном порядке. Именно потому, была принята сторона агентства, так как действия обвиняемой стороны оказались законными и обоснованными.

Юристы, которые специализируются на туристическом рынке, считают, что решение суда правильное и очень актуальное в наше время. Верховный Суд своим решением многое поставил на свои места. Агентствам очень не хватает свободы договора, так как везде расставлены строгие и достаточно жесткие рамки. Развиваться в таких условиях чрезвычайно сложно. Вполне понятно, что за получение услуги в более комфортном формате может взиматься оплата. В принципе, агентский бизнес на этом и основан. С чего тогда заработок получать?

А. Байбородин отмечает, туристы, и другие клиенты туристических агентств очень часто рассказывают, что платят слишком высокую цену за предоставляемые услуги. Периодически турагентствам приходится себя защищать, так как все туристы покупают услуги по разным ценам, а потом друг другу об этом рассказывают. В большинстве случаев подобного рода иски решаются в пользу туристической фирмы. В качестве аргумента юристы и суды указывают, что клиент сам согласился оплачивать услуги, стоимость которых была указана в квитанции. Потому говорить о нарушении прав нельзя. Согласно статье 421 ГК РФ стороны могут самостоятельно обозначать условия договора.

При этом Байбородин напоминает, что современный туристический бизнес сталкивается еще с одной проблемой. Иногда на билеты ставить наценку запрещается даже не законом, а самими крупными поставщиками-монополистами. Это уже является большой проблемой, так как найти рычаги воздействия на них гораздо более сложно.

Как вы считаете, имеют ли право агентства взимать плату за оформление проездного документа? Вы бы переплачивали 300 рублей за комфорт?