Проблемы могут возникнуть с возвратом денег клиентам поставщика туристического продукта «Матрешка Тур», который на днях сообщил о прекращении деятельности. Последние новости сообщил Сергей Голов заместитель директора Турпомощи.
Конфликт решается таким образом, что страховщик, к которому клиенты обратились за компенсацией, сначала может направить запрос в ассоциацию Турпомощь. Там должны подтвердить наличие договоренностей между поставщиком и турагентством. Страховая компания одобряет компенсацию, если сотрудничество зафиксировано в реестре турагентств. В противном случае может последовать отказ.
Что говорят юристы?
Юрист Дмитрий Морозов согласен, что вероятность отказа все же имеется. С одной стороны такой порядок дел не обозначен на законодательном уровне и на практике Морозова прецеденты неизвестны. Но не стоит исключать подобное развитие событий. Страховщик имеет полное право самостоятельно установить необходимый перечень документов, которые требуются для решения вопроса о выплатах в пользу туриста. На основании отсутствия договорных отношений теоретически в выплате можно отказать.
Что касается списка необходимых для предоставления компенсации документов, он должен утверждаться еще до момента покупки туристического продукта. После этого страховщик не имеет права менять условия предоставления услуг. Кроме этого, в случае получения отказа в компенсации клиенты имеют полное право обратиться в суд. В таких ситуациях судебное разбирательство с большой долей вероятности пройдет с пользой клиентам компании.
Турагент согласно действующему законодательству составляет договор от имени и за счет поставщика туристического продукта. Этот момент также будет использован в суде. Итоги рассмотрения каждого конкретного случая зависят от того, какими документами сопровождается каждый туристический пакет. По словам Юлии Алчеевой исполнительного директора страховой компании ERV практика говорит о том, что страховщик подобную информацию не запрашивает у ассоциации Турпомощь.
Согласно действующему законодательству случай считается страховым после того, как туроператор сообщает о прекращении деятельности публично. Этого достаточно для того, чтобы требовать компенсацию. Вышеуказанные требования страховые компании, как правило, в договорах не предусматривают. Ответственность лежит на туроператоре и списки турагентств здесь не причем.
Стоит напомнить, туристами прекратившего деятельность туроператора занимается страховая компания «Инвестстрах» и «Якорь». Финансовые гарантии «Якоря» составляют 25 млн. руб., лицензию «Инвестстраха» отозвали. Тем не менее, страховая компания отвечает за те случаи, которые произошли до прекращения деятельности.