Ассоциация туроператоров России подготовила список «тревожных звоночков», на которые туристы должны обращать внимание во время покупки туристического продукта. Путешественники обращаются за помощью в офис турагентства ради опыта и профессионализма менеджеров. К сожалению, именно доверием туристов злоупотребляют туристические фирмы в большинстве случаев. Причём это могут быть не только сознательные мошенники, которые хотят получить как можно больше денег и скрыться, но и та категория агентов, которая свои силы переоценила.
Многие считают, что работать в туристическом бизнесе легко и просто. Как правило, такие фирмы быстро уходят из рынка, а их клиенты остаются ни с чем. В любом случае, турист пострадает больше всех. Ассоциация туроператоров России решила поговорить с представителями розничного рынка, чтобы выяснить главные моменты. Агенты считают, что туристы в первую очередь должны обращать внимание на офис туристического агентства и наличие сайта. Важным признаком успешной работы является наличие функционального сайта, на котором есть реквизиты и все контактные данные. Если сайт находится на платном хостинге, значит, о его имидже владелец туристической фирмы беспокоится. Мошенники, которые собираются получить с туристов как можно больше денег, чтобы потом скрыться, как правило, выбирают бесплатные площадки.
В любом случае нужно обращать внимание на наличие хорошего офиса. Даже агентство, которое сосредоточило свою работу на онлайне, должно иметь оффлайновый офис. Если эта компания солидная, она должна находиться на месте с большой проходимостью. В офисе обязательно должен быть кассовый аппарат, стационарные телефоны. Персонал будет опрятным. Клиентам нужно обращать внимание на уголок потребителя, где должны быть вывешены учредительные документы. Поводом насторожиться является отсутствие городских телефонов и голые стены в офисе с несколькими сотрудниками. Турист имеет право попросить свидетельство о государственной регистрации фирмы.
Нет смысла вкладывать деньги
По словам Дианы Фердман, основателя туристической фирмы «Бельмаре», офисы-однодневки часто меняют свое местоположение. Это нужно для того, чтобы замести следы. В такой ситуации нет необходимости следить за обстановкой в офисном помещении. Везде будут видны следы экономии. Внимательно туристам стоит относиться и к домашним туристическим агентствам. Такая система уже давно работает в Америке, но в России пока другая экономика и подобные туристические фирмы должны строго проверяться туристами перед покупкой. Так как с каждым годом интернет-технологии всё больше развиваются, «входной билет» в туристический бизнес практически ничего не стоит. Прямо у себя дома любой желающий может заняться посредничеством. Как правило, для этого выбирают социальные сети, где обещают туристам отдых по адекватной стоимости.
Кроме страничек в Facebook или других соцсетях такие агенты ничего не имеют. Туристам объясняют, что низкой цены удается достичь за счёт отсутствия необходимости снимать офис и нанимать штат сотрудников. По словам Георгия Погосова, такие высказывания всё же являются лукавыми. Управляющий директор сети туристических агентств «Марселина Тревел» предостерегает, оформлять туристический продукт нужно только в проверенных агентствах. Следует обязательно понимать, что формированием стоимости туристического продукта занимается не агент, а туроператор. Агенты не получают никаких специальных скидок. Розничный деятель, который предлагает своим клиентам скидки, равные или даже превышающие его комиссию, скорее всего, с деньгами исчезнет. Во время расследования инцидентов о мошенничестве туристическими фирмами оказывалось, что между ними и туроператором не было никаких договорных отношений. Туроператор денег не получал, потому можно было устанавливать хоть и 90% скидки.
Эх, если бы только наличие сайта и хорошего офиса у турфирмы было 100% гарантией для туристов получить в полном объеме оплаченный туристический продукт.