Наблюдатели удивлены действиями Минтранса Кипра, который буквально через несколько часов после объявления авиакомпанией о банкротстве принял решение о вывозе российских туристов домой. Димитрис Димитриу считает, в сложившейся ситуации правительство приняло единственное правильное решение. Как туристический бизнес, так и потребители ценят такой подход.
С точки зрения экономики также вполне логичное решение. Многие рассматривают Кипр, как одно из наиболее интересных туристических государств. Большую часть среди отдыхающих занимают именно туристы. Если местная авиакомпания столкнулась с невозможностью исполнить свои обязательства перед потребителем, государство выбирает вариант, который обходится дешевле всего.
Нужно было либо разместить туристов и платить им компенсации, оплачивать питание и продлевать визу, либо же просто отправить домой. В последнем случае репутационные издержки минимальные. Так считает Георгий Мохов, учредитель юридического агентства Персона Грата. Мохов считает, что и российские чиновники могли бы точно также поступить, если бы столкнулись с проблемами иностранных туристов.
Договоренности
Договорённостей могли бы достичь, как с другими авиакомпаниями, так и посредством принятия соответствующих межведомственных решений для отправки интуристов домой. По словам отраслевых юристов, аналогичные проблемы в России решаются тяжелее за счёт отсутствия законодательных инструментов для вывоза своих граждан после дефолта отечественной авиакомпании с зарубежного курорта. Одним из ярких примеров является крах перевозчика ВИМ-Авиа в минувшем году.
Поставщикам туристического продукта пришлось за свой счёт вывозить туристов и потерять больше полумиллиарда рублей. Эти деньги никто туроператором не возместил. Чтобы в будущем предотвратить подобный коллапс премьер-министр поручил создать специальный фонд. Средства будут использоваться исключительно для вывоза пассажиров. Чиновники совместно с представителями туристической отрасли обсудили разные варианты наполнения этого фонда.
Также чиновники планировали наполнять этот фонд за счёт отчисления авиакомпанией с каждого проданного билета определённой суммы. Сразу после краха ВИМ-Авиа вопрос активно обсуждался, но потом затих. Георгий Мохов считает, что фонда, который мог бы использоваться для вывоза российских туристов из-за границы, не будет. В апреле текущего года Александр Нерадько, глава Росавиации сообщал о том, что придумал новый порядок вывоза туристов авиакомпании, если возникают сложности с выполнением обязательств. По его словам, все расходы на себя должно взять государства. Чиновник не раскрывает всех подробностей действия нового механизма. С того времени прошло более 6 месяцев, но никаких новостей нет.