Уже 9 месяцев туристический рынок работает при новой редакции Закона о туризме. Эксперты считают, что чиновники, которые писали закон, не все учли. Недавняя ситуация с тем, как «Турпомощь» не справилась с небольшим количеством туристов, это в который раз доказывает.
Наблюдатели сообщают, что туристы сейчас не имеют защищенности, потому что все «обвинения» направлены исключительно на туроператоров. С них требуют возмещения ущерба. Еще в январе текущего года эксперты доказывали, что туроператоры получают прекрасную возможность пользоваться лазейками, способствующими уменьшению финансовых поборов, предусмотренных новым законом. Наиболее простая схема — каждый год переводить бизнес на новое юридическое лицо или дробить его на большое количество владельцев. Много усилий прилагать не нужно, зато экономия ощутима.
Самый практичный способ, как показывает время, – каждый год переводить бизнес на новое юрлицо или дробить его. Прогнозы экспертов полностью свершились. РБК провели расследование, которое показало, что большая часть крупных туроператоров, как и предполагалось, воспользовались такой возможностью. Таким образом, удалось свести к минимуму выплаты в фонды Турпомощи.
Более того, сейчас властям уже нет смысла стучать по столу, угрожая наказаниями. Хитрость есть, и она достаточно умело и широко используется, только все соответствует нынешнему законодательству. Наблюдатели считают, что сейчас ситуация близка к тупиковой. Чтобы наладить нормальную защиту туристов, а также уменьшить финансовые обязательства туроператоров, нужно вносить кардинальные изменения в закон о туристической деятельности.
Вернемся к РБК и их подсчетам. Согласно информации, все поставщики туристического продукта, которые работают на выездном направлении (466 компаний) за год приняли 892 тысячи клиентов. Что касается зарубежных туристов, 108 компаний отправили не меньше 100 путешественников каждая. Росстат по этому поводу говорит немного другое — за прошлый год практически 31.7 миллионов туристов поехали на отдых за рубеж. Разница значимая.
Несовпадение цифр наблюдатели могут объяснить тем, что туроператоры пытаются изо всех сил скрыть реальные действия, чтобы платить минимальные поборы в фонд Турпомощи. Единственный выход — занижать свои отчеты. Следует напомнить, что с 2017 года туроператорам, работающим с зарубежным направлением, приходится вносить оплату в 2 фонда — персональной ответственности и резервный. Размер необходимой выплаты зависит от того, какой туристический поток был зафиксирован в прошлом году у конкретной компании.
Естественно, честно платить никто не будет, если есть возможность как-то переиграть ситуацию. Вот и начали переводить бизнес на юридическое лицо, ранее не занимавшееся выездным туризмом. В таком случае, нужно внести по 100 тыс. рублей в каждый фонд и снова ждать переведения бизнеса. Такой метод практичен только для крупных игроков.
Для примера РБК решили привести обороты, которые заявил один из крупнейших туроператоров — «Пегас» и «Корал». Эти две компании имеют «турецкие корни», так как относятся к турецкому холдингу ОТІ. На территории России холдинг представляют еще и бренды Sunmar и AClass. Холдинг заявил, что суммарное количество туристов, которые было обслужено всеми компаниями — немногим больше 35 тысяч. «Пегас Туристик» приспособили свою работу под несколько иную тактику. Для того чтобы обслуживать иностранные направления, было создано 16 юридических лиц. Что смущает, так это то, что 15 юрлиц отчитались всего о нескольких клиентах за год. А для чего работали?
Эксперты сообщают, что туроператорам приходится идти на такие меры не из-за хорошего дохода. Если учесть, что примерно 2-3% от оборота нужно отдавать Турпомощи, смысла вести туристическую деятельность просто не будет. Все фонды, которые нужно обязательно оплачивать, являются непомерными для турбизнеса, потому и приходится искать выходы.
Наблюдатели решили напомнить, что это не туроператоры мошенники, а требования закона слишком большие. Выполнить их иногда просто не реально. Даже если ситуация немного стабилизируется на туристическом рынке, требования закона все равно не станут более слаженными. Если допустить, что туристический поток растет — поборы будут вместе с ним также расти, потому что они установлены в процентном соотношении.
Эксперты указывают, что туристы не становятся более защищенными, если растут поборы. Изменения законов, которые произошли в прошлом году, не дали положительных результатов. Если обозначить защищенность в денежном эквиваленте — она упала приблизительно в 3 раза.
Раньше мелкий поставщик туристического продукта располагал финансовыми гарантиями в размере 30 миллионов рублей и был участником фонда «Турпомощи». Правда, участие сводилось к экстренной эвакуации. Сам фонд экстренной эвакуации свою деятельность не прекратил, просто получил новое название — резервный фонд. Изменился только размер финансовых гарантий — стал меньше на 20 млн. Взамен туристам предоставили возможность воспользоваться защитой через фонд персональной ответственности, который стал аналогом фингарантий.
Подводя итог, стоит заметить, что, по мнению экспертов, для туриста будет гораздо больше пользы, если все поборы будут зависеть от реальных продаж. Все отчисления стоит привязать к каждому конкретному договору. Покупает турист путевку, исходя из нее, отчисляется определенная сумма. Только перед этим нужно учесть реальные возможности поставщиков туристического продукта.
Раньше страховщики не хотели работать со страховкой каждого туристического пакета. Теперь, когда в действие включают электронную путевку, есть шанс все исправить. Наблюдатели предлагают создать специальный фонд, который будет располагать такими отчислениями.
Как вы считаете, какая схема поборов будет выгоднее для туристов?