Электронная путевка, которая так широко рекламировалась Ростуризмом и потребовала порядка полумиллиона бюджетных средств провалилась с треском. Ее внедрение было запланировано на 1 января.
Чиновники указывают, что основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие «нормативно-правовых» актов. Эксперты считают, что и половины нужной работы проделано не было. Фактически, это дубликат бумажного договора, который заключался между туристами и фирмами. В итоге получилось, что проект высосал из бюджета приличную сумму, но остался недоработанным. Сейчас необходимо создать «шлюз» при интеграции с уже действующими системами продажи туров. На недавнем совещании в Ростуризме чиновники обсуждали целесообразность введения электронной путевки, хотя этот момент должен был четко определиться еще до того, как на него начали тратить деньги.
В конце декабря состоялся круглый стол туроператоров, на котором обсуждали, чего еще не хватает путевке. Эксперты согласились, что на сегодняшний день нужно подумать об обеспечении взаимодействия между информационными системами поставщиков туристического продукта и электронной путевкой. Сотрудники отделов IT сообщили, что готовых решений не может никто предложить, потому шлюзы нужно самостоятельно разрабатывать. А это дополнительное финансирование, которое нужно откуда-то взять. Откуда — непонятно.
Юрист Георгий Мохов считает, что в таком виде, как сейчас, электронная путевка является скорее квитанцией, нежели документом, который помогает государству и туристам во взаимодействии с туристическими фирмами. Он также уверен, что сделать документ, который будет удобен и для одних и для других невозможно. Эксперт прировнял попытки чиновников к контролю алкогольной продукции. Есть ли смысл каждому покупателю создавать отдельный кабинет, чтобы там отображалась информация обо всех манипуляциях с бутылкой вина, которую он только купил?
Следующий момент, который смущает экспертов — электронный договор. Российский рынок еще не привык к оформлению договоров с электронной подписью, потому гарантировать соблюдение этого правила нельзя. Более того, цифровая подпись еще не интегрирована в информационные системы. До того, как начать переход на электронный документооборот, нужно заключить с туристом соглашение о применении аналога собственноручной подписи. У последнего должен быть ключ подписи. Этот момент есть в существующем законодательстве и без него не получится заключить электронный договор.
Даже когда все нормативы будут утверждены, участники рынка должны получить определенное время на то, что электронный документооборот начала работать так, как запланировали чиновники. Мхов считает, что на это необходимо выделить не меньше 2-х лет и это только с учетом того, что туроператоры и турагенты будут принимать активное участие в работе.
Эксперты согласились, что туроператоры и турагенты не захотят нести лишние расходы, потому что им и так нормально вести деятельность. Если профильные чиновники решили, что без электронной путевки не обойтись, значит и деньги должны тратиться не туристическим рынком, а инициаторами. Более того, до этого времени представители туристического бизнеса так и не смогли понять, для чего нужна электронная путевка в целом. Информация о том, какие участники рынка находятся в зоне риска и так в распоряжении Ростуризма и других участников рынка. Туристам также пора привыкнуть, что непомерные скидки могут привести к тому, что пропадут деньги.
Туроператоры, которые демпингуют, рано или поздно с рынка вынуждены уйти. В большинстве случаев со скандалами. Электронная путевка вряд ли сможет уменьшить количество тех, кто хочет заработать на туристах обманным путем, считают эксперты туристического рынка.