Министерство культуры обнародовало приказ об утверждении формы электронной путевки. Информация стала известна 1 июня на портале garant.ru. Документом устанавливается весь перечень сведений, которые в системе необходимо указать. Профессиональное сообщество больше всего интересовал вопрос комиссии туристического агентства. Не все считали правильным, показывать туристам размер оплаты труда турагента.
По сути, будущее туристического рынка во многом зависело от этого момента. Согласно опубликованному 1 июня документу, электронная путевка будет показывать информацию об общей стоимости туристического продукта. Юристы уточнили, туристическая розница может расслабиться, так как комиссию отображать никто не требует. Однако все проблемы не решились. У туристов в любом случае могут возникнуть вопросы на счет высокой стоимости туруслуги.
Как известно, указанная в электронной путевке цена может не соответствовать той, которая по факту поступила на счет турфирмы. Такие ситуации возникают в том случае, если авиабилеты приобретали дополнительно. Сюда же стоит включить трансфер до города вылета, страховку и другие, не включенные в стандартный пакет услуги. Представители IT-комитета при «Турпомощи» уточняют, в рамках проведения третьего этапа по созданию системы добавили возможность оформления файла туристическими агентами.
Проблемы в системе
Полную стоимость услуг могут указать только посредники. Из приказа пока неясно, реализована ли эта опция. До сегодняшнего дня в электронной путевке отсутствует карта процессов, а также нет всех необходимых регламентов. Именно потому точно сказать, каким будет результат на выходе и как должна работать система невозможно.
Туристический рынок обеспокоен количеством данных, которые необходимо вносить в систему. Конвекция между электронной путевкой и информационными системами участников туристической отрасли требует значительных временных и финансовых затрат. Специалисты оценивают уровень финансовых влияний в 450-500 тыс. руб. Тем, кто такие расходы позволить не может, придется вносить вручную данные по каждому проданному товару.
В рамках декабрьского семинара в Ростуризме, когда поставщикам туристического продукта презентовали проект, организовали показательную попытку ручного введения данных. На ввод потребовалось примерно 20 минут. И это при условии, что за компьютером находился человек, хорошо знакомый с программой. Условный тур включал перелет, отель и страховку на одного туриста. А ведь так бывает не всегда. По словам учредителя юридического агентства «Персона грата» Георгия Мохова такие действия можно назвать возвращением на 25 лет назад. Заполнять ежедневно около 100 подобных табличек без автоматизации переноса данных очень сложно. К тому же названия могут быть иностранные, что только усложняет процесс.
Подобные нововведения, конечно, хорошо. Но, чтобы они работали на «ура», вылезет масса недочетов. Многим представителям туристической отрасли будет неудобно, непривычно, непонятно. Необходимо, как минимум, несколько лет, чтобы такие нововведения четко работали и предусматривали все нюансы. Это я знаю по своему опыту, хоть и из другой сферы.