Лихие времена всеобщей подозрительности таили неожиданные опасности, в одном из доносов даже описывали проступающую на шарфе – одной из деталей скульптуры, изображения опального Льва Троцкого.
Несмотря на давность выставки 1937 года, сохранились свидетельства пребывания советского павильона со скульптурой Рабочий и колхозница во французской столице. Некоторые фотографии, сделанные в моменты сборки и демонтажа скульптуры, поистине уникальны и неповторимы.
Снимок, захвативший носок ботинка девушки – колхозницы и расположенные у подножия людей и машины, сделан скорее всего случайно одним из рабочих. Фото осталось наглядным свидетельством если и не строительства парижского павильона СССР, то уж точно прошедшего столетия.
Другим историческим экспонатом, сохраненным со времен выставки 1937 года, стала карта центрального района французской столицы. Довольно потрепанный лист содержит изображение городских кварталов, улиц и площадей Парижа с нанесенными местами расположения павильонов многих государств, участвовавших в демонстрационном мероприятии всемирного масштаба.
Этот экспонат наглядно показывает вовлеченность в проведение выставки значительной части территории столицы Франции, искавшей в это непростое время взаимопонимания с другими влиятельными силами, противоборствующими на европейской и мировой политических аренах.
Подборка старинных фотоснимков на слайдере показывает моменты монтажа скульптурной группы Рабочий и колхозница с применением грузоподъемных механизмов. Сложность монтажных работ была очень высокой, при этом работы завершились советскими специалистами с опережением намеченного срока.
При просмотре этих кадров можно рассмотреть и реальный облик скульптуры Мухиной на советском павильоне, и павильон фашистской Германии в виде башни со зловещим орлом на вершине. Высота немецкой постройки была в срочном порядке увеличена на 10 метров, чтобы превзойти советскую. Распоряжение отдал лично министр экономики у Гитлера — Шахт, в 1944 году арестованный по подозрению в причастности к покушению на фюрера и помилованный Нюрнбергским трибуналом.
Многие снимки содержат изображения Эйфелевой башни, выстроенной как временная эмблема выставки 1889 года и оставленная навечно символом Парижа, чего не произошло сразу со скульптурой Рабочий и колхозница.
Верхние выставочные этажи музейного комплекса предназначены под периодически проводимые тематические выставки разнообразной направленности. Внизу разместили постоянную экспозицию, посвященную павильону выставки в Париже, скульптуре Рабочий и колхозница и авторам этих произведений.
Скромная по объему и исполнению выставка знакомит посетителей комплекса с историей создания композиции, перипетиям переездов и процедур сборки, перевозки и разборки. Имеется информация о творческих биографиях Иофана и Мухиной, сведения о других их произведениях, личные вещи и документы.
Вскоре после парижской выставки колоритное изображение скульптуры Рабочий и колхозница стало весьма популярным. Стало практиковаться использование знаковой скульптурной группы при создании разнообразной сувенирной продукции, по аналогии с Эйфелевой башней и статуей Свободы.
Размещалось популярное изображение на почтовых марках, конвертах и открытках, оно же украшало некогда престижную медаль лауреатов ВДНХ СССР. Появившись как заставка к кинофильмам Юткевича и Александрова, впоследствии Рабочий и колхозница стали эмблемой киностудии Мосфильм и остаются таковыми до сих пор.
Слайдер представляет некоторые образцы печатной продукции почтового ассортимента, а также фотографические открытки, выпущенные в ознаменование Всемирной выставки в Париже 1937 года. На одной из них в одном кадре собраны павильоны СССР, Великобритании и Германии, будущих активных участников Второй мировой войны.
Здесь наглядно видно немецкое превосходство в высоте павильона, а также большая динамичность советской композиции. Можно искать аналогии с ходом минувшей войны, но более продуктивен художественный анализ произведений.
Повальное отрицание советской символики не должно касаться художественных произведений, тем более завоевавших всемирную известность и восхищение. По своей сути символы в виде орудий труда олицетворяют трудовую деятельность в общечеловеческом понимании, без которой не может обойтись ни одна общественная формация.
Такая авторитетная скульптурная группа, какой является Рабочий и колхозница, достойна сохранения как памятник и искусства, и истории никак не меньше американского символа свободы и тем более ажурной, но не несущей особого смысла Эйфелевой башни Парижа.
Не преувеличивая исторической и художественной ценности музейных экспонатов, демонстрируемых в павильоне постамента скульптурной группы, можно рекомендовать посетить этот музейно–выставочный центр. Внутри и около здания, а также на высотных площадках постамента проводятся разнообразнейшие мероприятия. В дополнение к ним посетители получают возможность видеть одно из известнейших произведений мирового модернизма первой половины прошлого века.
Фото, где краешек ботинка, не может свидетельствовать о строительстве Парижского павильона. Автомобиля УАЗ в 1937 году не было. Скорее это снимок, каких либо ремонтных работ в послевоенное время. А скульптура уникальная, тут ничего не скажешь.
К сожалению символ «серп и молот» ушел в прошлое, сейчас другие символы времени…
Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. Сделано богато и просторно, правда, вместо роскошного центрального входа посетителей запускают через полуподвальную калитку. Подробная ретроспективная экспозиция на первом этаже посвящена истории создания скульптуры и Парижской выставке. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. А вот остальные этажи пока используются нерачительно под случайные экспонаты и маленькие временные выставки.