Между фонтаном Обелиск и центральным партером расположены рукотворные Римские руины в Шенбрунне, произведение 1778 года. Местом для сооружения выбран лесистый холм с просекой, отличающийся живописностью ландшафта. Изображать разрушенные здания стало популярным с появлением гравюр Пиранези с развалинами храмов Тита и Веспасиана. Первоначально зодчий Фердинанд фон Хоэнбург назвал их развалинами Карфагена, но позднее решили иначе. Название Римские руины в Шенбрунне отражало претензии Габсбургов на переход власти от римлян.
Большой бассейн с островком и статуями окружен подковой наполовину разрушенного здания. Дворец это, храм либо загородная вилла – разобрать невозможно. Искусство ставшего модным изображения руин состояло в определении грани разрушений, не уничтожавших прелести и привлекательности архитектурного объекта. Из живописцев руинами очень увлекался француз Робер, работы которого изображают в руинах известные дворцы.
Римские руины в Шенбрунне – идея и реализация
Знатоки утверждают, что архитектор Фердинанд фон Хоэнбург замахнулся на изображение Всемирного потопа. Задуман был грандиозный поток воды с холма, в нем предполагалась статуя борющегося со злом Геракла. Не хватило на претенциозный проект ни воды, ни денег. Герой на пьедестале не дождался своих подвигов, но неполная реализация идеи автора не умаляет красоты того, что создано в итоге.
Будь Римские руины в Шенбрунне воплощены по первоначальному замыслу, потребовались бы значительные преобразования в парке. Необходимо было организовать отвод большого количества воды, а сбрасывать ее практически некуда. Принудительное перекачивание насосами обошлось бы слишком дорого, самотечного стока не найдено. К тому же столь яркий объект мог затмить построенный ранее Обелискбруннен, это было недопустимо.
Показные разрушения и надежность
Определившись с гидротехническим разделом проекта, автор основное внимание уделил убранству архитектурной части. Сделав центром сооружения широкую устойчивую арку, можно было в остальных фрагментах не опасаться слабых мест. Иначе предмет искусства мог стать опасным для окружающих. Поэтому рукотворные развалины выполнены с хорошим запасом прочности и устойчивы не меньше дворца.
Якобы поврежденная часть строительных конструкций построена на самом деле вполне прочно и устойчиво. Стеновые блоки не обрушены хаотично, каждый выступающий надежно зафиксирован верхним массивом кладки. Надежная арка из клиновидных блоков также надежно прижата, от влаги строение укрыто сохраненной кровлей. Жизненную правдоподобность Римские руины в Шенбрунне имеют за счет элементов декора и неподдельной естественности.
На примере северной части строения рассмотрим сочленение арки, в прочности которой убедились, с боковой стеной. Здесь также все солидно и монолитно, хотя и имитирует следствие непоправимой страшной катастрофы. Иллюзия беспорядочного нагромождения обломков создается за счет их продуманной раскладки. Это выполнено с обязательной фиксацией тяжелых фрагментов от возможного сдвига и падения.
Подобным же образом выглядят все несущие конструкции, которые якобы сохранили Римские руины в Шенбрунне при неведомом разрушительном событии. В южной части лучше видны и в деталях просматриваются декоративные элементы стен, особенно красочные колонны и пилястры. Красочный фриз и скульптуры в стенных нишах намеренно частично повреждены, зато центральные фигуры в идеальном состоянии.
Скульптуры фонтана и общее впечатление
Помимо имитации катастрофических разрушений, Римские руины в Шенбрунне содержат подлинные произведения искусства. Над ними работали известные ваятели того периода Байер, Зехерле и Генричи. Центральными и наиболее выразительными предстают божества главных австрийских рек, Дуная и Эннса. Они изображены скульпторами в образах зрелого мужчины и юной девушки на острове посреди водоема.
Старательно и разнообразно украшена квадратными барельефами внутренняя поверхность закругления арочного свода. Частично поврежденный создателями, а не стихией архитрав практически сохранил скульптурный фриз по периметру уцелевших стен. Короткие, словно вросшие в землю колонны и пилястры выделяются и цветом камня, и тонкостью работы. Канавки каннелюров выделены тонировкой, капители ажурны.
Статуя Геракла, не дождавшегося всемирного потопа, стоит на середине склона холма и практически не просматривается. Зато речные божества на островке видны хорошо, их можно досконально описать, но зачем? Надеемся, что ознакомившиеся с нашим обзором совершат визит в Вену и посетят знаменитый парк. При этом обойти посещением Римские руины в Шенбрунне они после прочитанного и увиденного на фото наверняка не смогут.
Среди достопримечательностей старинного парка Габсбургов рукотворные Римские руины в Шенбрунне совсем не теряются. Прекрасное притягательно в любом состоянии, это доказывают и реально поврежденные объекты. Здесь же водоем с рыбками и кувшинками вбирает потоки воды из сосудов символических рек, а разрушения придуманы и выполнены сознательно. Можно уверенно утверждать, что Римские руины в Шенбрунне понравятся всем.