В рамках пресс-брифинга 2 октября исполнительный директор ассоциации туроператоров Майя Ломидзе рассказала о том, как изменилось потребительское поведение в 2018 году. Так как российские туристы начали больше обращать внимания на бюджетный отдых, компаниям пришлось менять тактику.
По итогам сезона на первом месте, как и предполагалось, оказалась Турция. Система «Всё включено» по приемлемой стоимости всегда была в спросе. Также хороший рост показал и Тунис, предлагающий идентичный формат отдыха. Снижение спроса пришлось наблюдать практически по всем другим пляжным направлениям. На втором месте после Турции по количеству заявок в организованном туристическом рынке установились российские курорты. Акцент на юге.
Скорее всего, так сказалась сбалансированная политика отельеров, которые после неудачного 2017 года не решились значительно повышать ценники. Крупные российские туроператоры активизировались на внутреннем рынке, потому и туристов отправилось на курорты больше. Свою долю в Крыму и Краснодарском крае нарастили игроки туроператора Библио Глобус. Внутренние туристы смогли получить широкий ассортимент как наземного размещения, так и других услуг.
В связи с проблемами авиакомпаний, многие туроператоры обзавелись собственной перевозкой, которую и предлагали своим клиентам. По словам Ломидзе, российские поставщики туристического продукта начали применять отработанные технологии массово выездного туризма на территории Российской Федерации. Скорее всего, эту практику внедрят и в экскурсионку. Так можно сделать правильное соотношение цена-качество.
Хорошие результаты по сравнению с минувшими годами показали и брендовые маршруты в Ленинградской, Томской, Смоленской области и Пермском крае. Совокупно на зимнем направлении 2018-2019 года туристический рынок на выездных направлениях может показать сокращение до 10%. Стремление сэкономить на отдыхе стимулирует россиян рассматривать отечественные курорты. Ломидзе считает, что сокращение спроса может ускорить структурные трансформации российского туристического бизнеса.
Общее количество компаний, которые занимаются туроператорской деятельностью, сократилось. Вымываются с рынка слабые игроки. Похожие изменения происходят и на рынке туристических агентов. Скорее всего, останутся после кризиса только сетевые объединения и компании с высокоспециализированным бизнесом.
Возможно положительный результат будет, если на рынке будут в основном крупные турфирмы и как можно меньше маленьких, тогда надежность увеличится. Крупные компании реже могут обанкротиться.
А заранее было не понятно, что туристов привлекает бюджетный отдых? Как будто туроператоры не знают какая у россиян зарплата и как многие пытаются выкрутиться, чтобы скопить на отдых раз в год. Побольше бы внимания обращать на реальные потребности потребителя…