Уже в октябре Госдума может принять закон об ужесточении наказания за задержки авиарейсов. Информация стала известна из публикаций Парламентской газеты 19 сентября. Ранее нижней палате парламента уже рекомендовали принять соответствующий законопроект в первом чтении. Инициатива поступила от Комитета Госдумы по транспорту и строительству. Нововведение обозначает увеличение штрафов для авиакомпаний в 4 раза.
За каждый час просрочки пассажир сможет получить по 100 руб., но не более половины стоимости билета. Кроме этого, инициаторы считают, что необходимо повысить прозрачность предоставления информации о причинах задержки авиационных рейсов. Соответствующие поправки могут появиться в Воздушном Кодексе Российской Федерации. Современные экономические реалии далеки от того размера штрафов, который ввели еще в 1997 году вместе с принятием Воздушного Кодекса.
Согласно Монреальской конвенции, которая начала действовать в России с августа минувшего года, максимальная сумма выплат — 391 1000 руб. Согласно действующему ВК и Монреальской конвенции, авиакомпания может не выплачивать компенсацию в том случае, если график сдвинулся из-за непреодолимой силы. Таковой является необходимость устранить неисправность воздушного судна или неблагоприятные погодные условия. Обстоятельства, которые угрожают здоровью и жизни пассажиров являются прямым противопоказанием к выполнению перелета.
Наблюдатели считают, что авиакомпании не ощутят на себе существенную финансовую нагрузку из-за появления новой суммы штрафа. Если допускаются незначительные задержки, ничего страшного не произойдет. С другой стороны, перевозчик получит дополнительный стимул не допускать длительных опозданий. В противном случае, существенного убытка не избежать.
Стоит также учитывать тот факт, что компании не освобождаются от необходимости предоставления отеля и горячего питания в случае задержки. Негативным моментом является тот факт, что в часто лишние затраты ложатся на плечи пассажиров вместе с увеличением стоимости авиабилетов. По словам Дмитрия Горина, советника главы Ростуризма, последний год существенно уменьшилось количество задержек вылетов. Если ранее задерживали около 30% рейсов, то сейчас только 3-4%.
Естественно, что пассажиры должны получать хоть какую то компенсацию за проведенные в аэропорту лишние часы. Совсем не хочется видеть эту компенсацию в цене на билет, но эта цена гораздо выше будет подниматься из-за увеличение стоимости керосина, а не благодаря компенсациям.
Задержки — привычное дело в Европе. Есть компании, которые постоянно опаздывают. Одна из них — Эйр Мальта. Расскажу недавний опыт в этом месяце. Туда летели — задержка на два часа. Самолет прилетел в Париж с опозданием и, соответственно, с опозданием вылетел на Мальту. Я спросила на стойке, собираются ли они хоть как-то компенсировать долгое ожидание. Они сказали, что мы имеем право на 4 евро в соседнем кафе при предъявлении посадочного талона. Кафе было настолько дорогим, что на 8 евро на двоих мы взяли только внушительный кусок солёного пирога и кусок хлеба (1 евро). Вода была бесплатная в фонтане для тех, у кого припасены пустые бутылки. А кто не потребовал, тот без еды остался. Пообещали, что в самолёте дадут пить и «маленький» бутерброд. Но оказалось, что эта компания теперь ничего бесплатного не даёт, даже сок. Когда летели обратно, всех посадили в самолёт и только там объявили, что рейс задерживается на неопределённое время, ожидают неприбывших пассажиров. Самое неприятное было то, что рейс должен был быть в 6 утра и нас в отеле для трансфера подняли в 2 часа ночи. Если бы у меня с собой не было яблок и пряников, купленных в русском магазине на Мальте, то была бы совсем хана.
Та да, возможность получить штраф значительно стимулирует авиакомпании не допускать появления задержек рейсов, и сделать все возможное, чтобы предотвратить задержку.
Конечно, сама по себе сумма не сильно большая (сумма компенсации за задержку), но при выборе или не получить абсолютно ничего за задержку и возникшие неудобства или получить немного – лучше получить немного.